Бывало в Вашей жизни такое, что Вы обучали дочку каким-то навыкам или, просили сделать что-то, но никак не получалось. И вот Вы и так и эдак стараетесь, а все мимо. А потом - раз! когда уже руки опустились, дочка неожиданно удивляет каким-то достижением, на который Вы даже не рассчитывали. Если такое бывало, то что это было? Закрепился ли этот полезный навык или как появился, так и исчез? У Вас много хороших читателей.
Если не возражаете, было бы интересно узнать был ли у них похожий опыт с детьми и что это было?
Вообще обучать чему-то мою дочь очень сложно. Именно поэтому я и не могу это делать. Я не чудо-мать, которая преодолеет все и добьется, увы ((
Самый яркий для меня момент - это то, как она научилась читать! Да! Для меня это самый какой-то непостижимый навык.
Кто не понимает где он - это канал матери ребенка с ОВЗ. Дочь с аутизмом. Здесь не история успеха. Дочери 14,5 лет. Не говорю на нее "больная", а на других - "здоровые". В своих статьях ментально сохранных людей и детей называю термином "нормотипичный", чтоб было, заменяя этим слово "здоровый".
Папа не сбежал.
Вот разбирала вопросы комментирующих и увидела: Главное, что я не понимаю: как ребенок с аутизмом в обход речи учится чтению???? Это же нормотипичному уму непостижимо!!!
Ну тут важно сказать, что речь как таковая есть. Дочь же не мычит и не бекает и не молчит как бывает, когда речи вообще нет от слова совсем.
4-5 месяцев учитель приносила ей слоги, дочь орала, не проявляла интереса, но с горем пополам их повторяла и все на этом. А потом, спустя месяц, может больше, она вдруг принесла диск с мультиками и прочитала название, чтоб я ей включила! Вот это мы знатно обалдели все! особенно бабушка! И этот навык никуда не делся, а только совершенствовался. В том числе с нашей подачи. Но навык используется только для практического применения, то есть книжки не читает.
Потом навык хождения в туалет. Когда в 3,2 примерно, наконец-то получилось ее научить, то я выдохнула. Лет до 5 все было нормально. А потом на унитаз она не пошла (((( И стала все в штаны. Вот тут, конечно, у меня руки опустились. Я уже думала, что все, так и будет всю жизнь. Но в 6,5 с лекарствами этот навык вернулся обратно более-менее успешно. Я снова обрадовалась. Но не тут-то было ((( года 2,5 назад опять откат с этим делом. Причем то совсем провально, то вроде улучшения. В общем, теперь я уже отношусь к этому "кажется этот навык развивается и когда-то придет в норму".
Вообще, любые навыки у детей с аутизмом (не у всех, конечно, но у моей дочери точно) развиваются скачкообразно. Вернее, очень часто кажется, что рассказываешь и показываешь стене. А оно оказывается слушает, смотрит, запоминает. И потом, может быть даже через 6-9 месяцев как выдаст! Или по принципу "а раньше чай всегда был с сахаром" навык вроде есть, ребенок его запомнил, но он ему не нужен для использования.
Например, дочь умеет резать ножницами. Хотя на уроках в начальной школе категорически не хотела. Но умение закрепилось. Да, ей это нужно, чтоб открывать мороженное или печенье, чтоб у нас помощи не просить. А больше этот навык ей не нужен ни для чего. То есть сидеть и аппликацию вырезать не будет.
Если можно считать умением и навыком понимание речи и инструкций, но это самое главное на мой взгляд, что пришло с возрастом. Где-то после 9,5 лет. И пока что это никуда не делось.
А вот мотивации как не было, так и нет. То есть заставить ее делать то, что она не хочет делать нереально практически. Но это вовсе не означает, что она это не умеет делать совсем.
О, а еще я забыла о том, что дочь самостоятельно научилась печатать на клавиатуре. Мы ее этому не учили вроде. Она научилась, видимо, для того, чтоб легко искать сначала в Ютубе, а потом и через поисковые системы, нужные видеоролики, а потом и информацию и картинки. Она печатает практически без ошибок слова. На разных языках (повторяет то, что увидела до этого). Может перепечатывать с книги текст. Может из головы свое набирать. Правда без знаков препинания. Для подобных "игр" использует гугл переводчик.
Недавно я ей рассказала про глаголы, так она нашла в инете сайт типа "список глаголов по алфавиту" и сидела изучала, читала, произносила. 😅 Меня достала, чтоб я тоже с ней читала. Уж не знаю зачем, но я заодно ей значение слов объясняла. Кстати, яндекс переводчик, когда вводишь слова, ещё подсказывает всякие синонимы. Дочь тоже это читает, можно сказать, изучает, неверное.
Но при этом, общается через печатанье не выходит. То есть свои мысли произвольно она выражать не может. 🤷♀️
дописано еще позже.
Сегодня обнаружили, что может назвать адрес где живет. Город, улица, номер дома. Квартиру путается. Только тут вот какая беда - нужно уметь спросить правильно. И дождаться, чтоб ответила. Учили ее этому долго. Вернее, постоянно ей говорим адрес. Уже много лет. И фамилию ее и имя, и как маму с папой зовут. Она все это в принципе знает. Только вот говорить то нет смысла для нее ))
#навыки_при_аутизме #аутизм_и_семья