Найти тему
Что могут короли...

Мария Текская: два свадебных платья и одна драма на пути к трону Великобритании.

6 июля 1893 года принцесса Виктория Мария Текская вышла замуж за Джорджа, герцога Йоркского (впоследствии короля Георга V) в Королевской часовне во дворце Сент-Джеймс. Утром накануне свадебной церемонии герцог Йоркский “шпионил” за принцессой Мэй, как ее называли в семье.

В Букингемском дворце невеста заканчивала приготовления к свадьбе. В момент приготовлений принц был замечен. Он улыбнулся невесте, отвесил «низкий и учтивый поклон» своей будущей жене. Будущая королева Мария никогда не забывала этот момент и жест, отмечая позже, что именно тогда она поняла, что действительно приняла правильное решение, приняв его предложение руки и сердца.

***

В тот день волосы Марии были украшены цветами, она использовала кружевную фату своей матери, закрепленную бриллиантовыми булавками, подаренными королевой Викторией. Марию облачили в бриллиантовую тиару также от королевы, и бриллиантовое колье, которое было свадебным подарком от принца и принцессы Уэльских (будущего свекра Эдуарда VII, отца Джорджа). Бриллиантовые серьги и брошь в виде якоря были свадебными подарками принца Джорджа.

Платье было белым — традиция, начатая королевой Викторией на свадьбе с принцем Альбертом в 1840 году. Как принято для свадебных платьев британской королевской семьи, дизайн включал эмблемы британских королевств. Вышивка из роз, трилистников и чертополоха украшала платье, а также флердоранж - символ плодородия и любви.

Платье было полностью создано в Британии. Шелковые фабрики Восточного Лондона поставляли как сам шелк, так и серебряную нить, которые использовали швеи Linton and Curtis, руководствуясь эскизами Артура Сильвера. Именно его студия разработала это свадебное платье, названное «Майскими шелками».

Для Марии это свадебное платье было вторым. Тот же Сильвер несколько лет назад разработал дизайн другого платья под названием «Ландыш» для свадьбы с другим женихом, которое Марии не суждено было надеть.

-2

***

Свадьба с принцем Джорджем была не тем событием, которое планировалось изначально. Еще несколько лет назад Мэй была помолвлена ​​со старшим братом Джорджа, принцем Альбертом Виктором, герцогом Кларенсом и Эйвондейлом. Принц, которого в королевской семье звали “Эдди”, был полной противоположностью своему более уравновешенному брату Джорджу. Эдди был не очень честолюбивым молодым человеком, не слишком тяготившимся, к примеру, образованием, но обладал запоминающимся обаянием.

Королева Виктория, опасаясь, что характер внука-наследника испортит ему жизнь, была непреклонна в том, что он должен заключить разумный брак, а не морганатический — не с женщиной ниже его положения. Бабушка изучала возможных кандидатов в невесты (кстати, одна из возможных кандидаток была Алиса Гессен-Дармштадская, будущая российская императрица Александра Федоровна).

Эдди между тем в какой-то момент испытал влечение к Елене Орлеанской. Но, ввиду разницы конфессий и взглядов родителей на будущее брак не состоялся. Единственным выбором в итоге оказалась принцесса Виктория Мария, дочь принцессы Марии Аделаиды Кембриджской, родственница, но не ближайшей со стороны королевской семьи, и несколько экстравагантного герцога Франца Текского.

Семья принца Уэльского. Старший сын - Альберт Виктор. Младший - Джордж.
Семья принца Уэльского. Старший сын - Альберт Виктор. Младший - Джордж.

Виктория беспокоилась, что ее внук, падкий на любовные связи с лондонскими красавицами (и по некоторым предположениям, возможно, не только), не захочет жениться на своей сдержанной и благонравной кузине Мэй. Но бабушка была приятно увидивлена тем фактом, что принц одобрил идею.

Вскоре Мэй приняла его предложение помолвки. Так Мария в сопровождении своей пышки-матери и бормочущего отца, влилась в лондонскую жизнь, наслаждаясь многочисленными торжествами в честь предстоящего события. Хотя со стороны Марии событие не обещало счастье в любви, она прониклась симпатией ко своему кузену, скоро стала считать его очень «дорогим» человеком.

Мэй не была простосердечной и поняла, что замужество даст ей возможность стать в будущем королевой-консортом. Ей очень понравилась эта идея, несмотря на то, что такой статус возложит на нее ответственность перед народом.

В рамках общенациональных торжеств герцог Кларенс и Эйвондейл вместе Мэй совершили множество путешествий. К сожалению, погода была не самая благоприятная для таких мероприятий. Вдобавок обоих не слишком беспокоила растущая эпидемия гриппа, в это время охватившая Англию.

Альберт Виктор и Мария.
Альберт Виктор и Мария.

Но Эдди и Мэй не волновались по таким "пустякам". В конце концов, не Эдди, а именно его брат, принц Джордж был самым болезненным – вот кому нужно беречь себя. Альберт Виктор же был здоров и бодр. Тем не менее, именно Эдди подхватил легкую простуду. Состояние его неожиданно быстро усугубилось. В течение шести дней принцу становилось все хуже, лихорадка и болезнь овладели его телом.

Родители, принц Уэльский (впоследствии король Эдуард VII), принцесса Уэльская (впоследствии королева Александра, всеми любимая и красивая женщина, покорившая сердца нации) находились вместе с принцессой Мэй и ее родителями у постели несчастного наследника. Молодой принц Джордж в эти дни бывало стоял на коленях у кровати своего брата, не в состоянии сдержать слез.

Мать, принцесса Александра, женщина всегда смелая, обратилась к лечащему врачу и спросила: «Нельзя ли что-нибудь сделать для него?» Врач печально покачал головой. Уже скоро принц Альберт Виктор, герцог Кларенс и Эйвондейл — дорогой Эдди — испустил последние несколько вздохов и умер.

Вся Англия была потрясена трагедией и конечно сочувствовала избраннице покойного принца. Молодая принцесса Мэй искренне оплакивала не только кончину своего будущего мужа, но и, по-видимому, свои шансы стать королевой.

Вверху - надгробье Альберта Виктора. Фотографии Марии. Альберт Виктор на смертном одре.
Вверху - надгробье Альберта Виктора. Фотографии Марии. Альберт Виктор на смертном одре.

***

Как только умер Эдди отец Марии, герцог Текский, который после случившегося за несколько лет до того инсульта, периодически страдал от нервных припадков, засеменил по залам дворца, повторяя одно и то же предложение снова и снова. «Должно быть, это принц. Это должен быть принц. Должно быть, это принц.” Что могли значить эти странные слова герцога Текского?

Больше всего Его Светлость заботило одно — статус в обществе. Еще до инсульта герцог Текский всегда был озабочен своим положением. Его жена, принцесса Мария Аделаида, внучка короля Георга III, хотя конечно никогда не претендовала на престол, но была внучкой Георга III и двоюродной сестрой королевы. Мария Аделаида была не только родственницей правящей королевы, но и герцогиней Кембриджской.

С момента свадьбы герцогу все напоминали, что их брак был морганатическим (имеется в виду, что женщина более высокого происхождения вышла замуж за человека ниже ее по статусу). Во много из-за такого комплекса недостаточной родовитости герцог всегда надеялся, чтобы его дети вступят в браки, которые неприменно поднимут их семью до должного по мнению отца статуса. Конечно после смерти Эдди герцог Текский был больше обеспокоен тем, что Мэй упускает свой шанс стать будущей королевой.

Мария Аделаида Кембриджская, Франц Текский, родители Марии.  Мария на семейных фотографиях.
Мария Аделаида Кембриджская, Франц Текский, родители Марии. Мария на семейных фотографиях.

Безумная болтовня герцога Текского между тем имела большой смысл. Он хорошо знал о б одном прецеденте. У принцессы Уэльской (несостоявшейся свекрови дочери и будущей королевы), которая ранее была принцессой Датской, была сестра, принцесса Дагмар.

Ее судьба очень хорошо знакома знатокам российской истории, так как Дагмар когда-то как и Мэй, была помолвлена ​​с наследником, который также умер до планируемого брака, что помешало ей стать императрицей России. Однако российская императорская фамилия быстро обручила скорбящую Дагмар с братом покойного цесаревича Александром — новым наследником, и они вступили в очень успешный союз, позже правя Россией под именами Александр III и Мария Федоровна.

В своей собственной странной манере герцог решил склонить дочь Марию к таким же планам. После смерти принца Альберта Виктора принц Джордж стал новым наследником британского престола. Он не был женат и нуждался в сильной женщине, которая направляла бы его. Почему бы не обручить Мэри с Джорджем?

Мария и слышать об этом не хотела. На похоронах принца Альберта Виктора многие отметили, что самым трогательным моментом был момент, когда принцесса Мэй передала свой свадебный венок своему отцу, который, в свою очередь, отдал его принцу Уэльскому (позже Эдуарду VII), а тот вместе с принцессой Александрой положил его на гроб.

Джордж, будущий Георг V   в юности.
Джордж, будущий Георг V в юности.

***

Начался долгий и мучительный период траура Марии. Чтобы как-то отвлечь дочь от скорбных мыслей, ее родители, особенно ее мать Мария Аделаида, заставили ее совершить путешествие, надеясь, что та восстановит силы. Тем временем у королевы Виктории были те же мысли, что и у герцога Текского, хотя и в гораздо более деликатной, менее публичной форме.

Виктория организовала путешествие для принца Джорджа, совершенно случайно заставив его оказаться в тех же местах и ​​в то же время, что и принцесса Мэй. Принцесса все еще находилась под впечатлением смерти жениха. В день, который должен был стать ее свадьбой, несмотря на попытки семьи отвлечь ее, она записала в своем дневнике:

“27 февраля. Прохладный, сырой день. Этот день очень печален для меня, потому что это должен был быть день нашей свадьбы. «Es wär zu schön gewesen, es hat nicht sollen sein…» (Это было бы слишком красиво,а не мы были бы…»)”

Мария и Джордж. Вверху слева вместе с королевой Викторией. Внизу Джордж с братом Альбертом Виктором.
Мария и Джордж. Вверху слева вместе с королевой Викторией. Внизу Джордж с братом Альбертом Виктором.

Пятьдесят пять лет спустя под этой записью королева Мария снова написала в том же журнале:

“Я снова прочитала этот дневник в 1947 году, когда мне было 80 лет, и почувствовала себя обязанным добавить, что добрый «дядя Уэльский» [принц Уэльский, позже король Эдуард VII] и «дорогая мамочка» [ее ласковое прозвище принцессы Уэльской, alter Queen Alexandra] подарили мне прекрасное бриллиантовое колье, которое они предназначали мне в качестве свадебного подарка, а также прекрасную сумочку, которую милый Эдди заказал мне в качестве свадебного подарка. Помню, меня победила эта добрая мысль.”

***

Так или иначе, Джордж всегда был рядом. Эти двое, которые знали друг друга всю свою жизнь как двоюродные родственники, подружились, сблизившись из-за общего горя. Джордж глубоко оплакивал потерю своего любимого старшего брата, называя его «мой дорогой, милый мальчик».

Вскоре Мария начала испытывать к Джорджу чувства, которых она не испытывала к Альберту Виктору. Хотя она и любила Эдди и наслаждалась его обществом, она призналась, что не испытывала к нему романтической любви.

Видимо Мария эти чувства смогла испытать к Джорджу. И хотя сначала она сопротивлялась, все же приняла его предложение руки и сердца в 1892 году — к большому удовольствию королевы и радости британцев.

-9

Их брак был успешным. Став королем и королевой Англии, они прожили годы вместе в согласии, пережив и радостные и сложные моменты, такие как потерю детей, военные годы и прочее. Король Георг никогда не заводил любовниц и постоянно писал жене, даже когда его обязанности короля значили для обоих разлуку ввиду неотложных дел. У пары было шестеро детей и еще несколько внуков, в том числе нынешний монарх, королева Елизавета II.

=====================================

"За каждым великим мужчиной стоит великая женщина" - гласит английская народная поговорка. Насколько она правдива? Для знакомства с судьбами спутниц известных мужчин приглашаем Вас в новое путешествие по страницам мировой истории на канале:

Спутницы истории.