Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

"Российские горки". Или почему авторынок «упадет» в четвертый раз

Вот уж чего точно будет в достатке у специалистов и аналитиков, которые будут описывать новейшую автомобильную историю Российской Федерации, так это сюжетов как российский рынок «схлапывается» через несколько лет.

Получается, что вся новейшая автомобильная история Российской Федерации - это череда глубоких кризисов. Не будем касаться вопроса, насколько они объективны, а насколько они рукотворны. Отметим, что это данность, от которой не уйти.

-2

Мы достали из архива диаграмму, которая иллюстрирует состояние российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей за период 2011-2021 годы. Правда, в ней не отмечен первый глубокий спад в 2009 году после «тучного» 2008 года.

Тогда в первый раз российский авторынок схлопнулся вдвое: с почти 2,8 млн до 1,4 млн. Этот обвал был сильным ударом ниже пояса по только начавшему бурно развиваться рынку. Виной тому кризис «мыльных пузырей Уолл Стрита», который случился в самом начале президентства Барака Обамы. Но этот кризис был краткосрочным.

И уже на авторынке-2010 началось достаточно быстрое восстановление, которое привело к очередному пику вторых «тучных» лет в 2012 году, когда рынок практически снова достиг уровня в 3 млн. Тогда на волне ожиданий были составлены прогнозы о том, что российский авторынок к 2020 году станет №1 в Европе, обогнав немецкий и в стране будут продаваться в год 3,5-4 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.

-3

Следующее обрушение рынка произошло в 2015 году после «крымской весны». Тут в одну точку сошлись несколько факторов. Первый, это снизившаяся цена на нефть, второй – обрушившийся курс национальной валюты, третий – экономические санкции.

Тогда по объемам продаж рынок откатился в самое начало 00-ых. Но если сравнивать эти два рынка, то в 2015-2016 гг это уже был рынок иномарок, для выпуска которых были построены сборочные заводы.

Удар, принятый российской экономикой в 2015-2016 гг, был достаточно сильным, а восстановление в следующий период очень медленным. Напомним, что сразу в корзину был выброшен прогноз о том, что Россия станет рынком №1 Старого континента.

Восстановится к уровню 2008, или 2012 года российскому автомобильному рынку уже не получится.

Третий удар по экономике был нанесен пандемией COVID 19 в 2020 году. Опять спад. Понятно что в марте-мае все торгующие автомобилями организации были закрыты. Но вторая половина года показала быстрое восстановление. Поэтому спад был не такой сильный как раньше.

В 2021 году забрезжили надежды, что рынок начнет подниматься, но тут пришла новая напасть – дефицит полупроводников. Из-за чего случались простои и в конце концов появилось опять подзабытое слово «дефицит». Этим попытались воспользоваться дилеры, которые под тем или иным предлогом завышали ценник.

Так мы и подошли к текущему году. Прогнозы, составленные в начале которого говорили о преодолении трудностей с полупроводниками и стабилизации ситуации.

Но случилось 24 февраля 2022 года и все прогнозы снова можно выбросить в корзину.

Мы не будем давать оценку происходящего. Отметим, что на автомобильном рынке будет очередной спад. А вот какой глубины он будет, об этом расскажут специалисты рынка.

Вчера прошло мероприятие - Конвенции РОАД 2022 (Российское объединение автомобильных дилеров). Дилеры, которые продают новые машины конечно были озабочены вопросом, какова будет глубина падения рынка в этом году?

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев заявил, что продажи легковых автомобилей в России по итогам 2022 года могут сократиться на 50% и составить примерно 800 тыс. штук при позитивном сценарии.

Прогнозы АА Автостат представляет Сергей Целиков
Прогнозы АА Автостат представляет Сергей Целиков

Другой эксперт – Сергей Целиков из Аналитического агентства «Автостат» озвучил свои варианты. Прогноз этого АА - объем продаж новых легковых автомобилей в 2022 году в России составит 750 тысяч единиц.

Впрочем, если развитие рынка пойдет по оптимистичному сценарию, то его объем может быть выше – до 980 тысяч штук, что будет соответствовать падению на 35%. Самый страшный прогноз по пессимистическому сценарию - объем рынка будет равен 470 тысячам машин – на 70% меньше, чем в 2021 году. Естественно, что многое тут будет зависеть от дальнейшего развития военной спецоперации на Украине и ее последствий.

источник

Уважаемые читатели, что вы думаете по этому вопросу? Пишите в комментариях