Нередко в организациях воспринимают политику в области качества как некий рекламный проспект, главное в котором – привлекательный дизайн и броский текст. Это не так, требования к содержанию политики в области качества, конечно же не драконовские, но они есть.
Что обязательно должна содержать политика в области качества?
1 Для организаций, СМК которых сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001‒2015:
- обязательство соответствовать применимым требованиям;
- обязательство постоянно улучшать СМК.
Кроме этого, желательно творчески встроить в текст политики то, что она:
- соответствует намерениям и среде организации, а также поддерживает ее стратегическое направление;
- создает основу для установления целей в области качества.
Если – не получилось, то обязательно приводим эти сакральные фразы про соответствие и создание в Руководстве по качеству.
2 Для организаций, СМК которых сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001‒2015 и ГОСТ РВ 0015‒002‒2020:
- данные по п.1;
- обязательства руководителя организации в области обеспечения качества создаваемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) с учетом требований заказчика, а также других заинтересованных сторон.
Опять-таки нужно извернуться и обязательно встроить в политику следующее:
- основные направления деятельности организации, намерения и подходы, на основании которых будет происходить развитие организации;
- результативность проводимых мер, направленных на обеспечение качества продукции (работ, услуг) на всех стадиях ее жизненного цикла и предупреждение отклонений от заданных требований.
Если в политику включать только вышеизложенное, смотреться она будет слегка по-сиротски. Самое время, наконец, прочитать определение. Читаем.
Самое ценное – это отсылка к принципам менеджмента качества. Без фанатизма, но, из этих принципов (подраздел 0.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015) можно, отсекая лишнее, сваять вполне приличную политику.
Не нужно превращать (моё мнение!) политику в арт-объект. Не всегда это уместно.
Для придания индивидуальности политике очень желательно обозначить место организации в истории, если таковая имеется. Если нет, ничего страшного: «Наше молодое предприятие уверенно движется по пути...».
Есть ещё одна проблема при оформлении Политики в области качества: нужно прошмыгнуть между Сциллой майских лозунгов ЦК КПСС и Харибдой целей в области качества. Зачастую можно встретить политику, ничем не отличающуюся от целей. И наоборот: «Персонал предприятия должен настойчиво овладевать друг другом!»...
Нередко можно увидеть в политике фразу «Высшее руководство берёт на себя...», при этом текст политики подписан генеральным или просто директором. Вспоминаем, что такое «высшее руководство».
И чего стесняется руководитель? Так и нужно писать «Я, как руководитель организации, принимаю (беру)...». А то получается, как в истории: «Мы, высшее руководство...». А на дворе время лидеров!
Само собой, данные рекомендации не претендуют на истину в последней инстанции, но иногда бывает полезно подсмотреть, а как там пыхтит соседний каучуковый завод...
Еще по политике можно подсмотреть ЗДЕСЬ.
А здесь можно взглянуть на типовой стандарт «СТО 123456RW-104-2021 Система менеджмента качества. Управление системой менеджмента качества. Управление политикой и целями в области качества». СТО соответствует требованиям ГОСТ РВ 0015‒002‒2020.
21.04.2022