В эфире новый эпизод исторического обзора появления и развития товарных бирж. В предыдущих выпусках мы много говорили о нефтяном рынке, а теперь настал черёд газа.
Устройству газового рынка в разных странах Илья Альков и Павел Катюха посвятили следующий отрывок своей статьи для журнала «Газовый бизнес» и назвали его «Природный газ – биржи и хабы»
В отличие от формировавшегося в течение длительного периода времени глобального рынка нефти, мировой рынок газа имеет гораздо более скромную историю развития, что объясняется в первую очередь физическими свойствами этого товара и особенностями транспортировки и сбыта.
Международная торговля газом пока не имеет такого глобального характера, как нефтяной рынок. Она включает уже сформировавшиеся региональные маршруты, которые изолированы друг от друга, поскольку ограничены доминирующей на газовом рынке трубопроводной системой транспортировки газа. Вместе с тем появление рынка сжиженного природного газа (СПГ), не привязанного к газопроводам, дало начало формированию международного рынка этого товара и оказало влияние на газовый рынок в целом.
Если в США и Великобритании уже сформированы устойчивые спотовые и срочные рынки с активно действующими газовыми хабами и биржами, то в континентальной Европе создание полноценного биржевого (срочного) рынка находится еще в стадии становления и развития.
Развитие рынка в данном направлении вынудило доминирующих участников рынка – действующих монополистов – уступить часть своей доли, а действующим газоснабжающим компаниям – пересмотреть свои долгосрочные контракты.
В США на бирже NYMEX торгуются контракты на трубопроводный природный газ с поставкой на крупнейшем североамериканском хабе Henry Hub, этот контракт является маркерным для Северной и Южной Америки. Цена на газ, продаваемый на любом другом пункте США и Канады, устанавливается на основе цен данного контракта с учетом разницы в местоположении. Крупные конечные потребители и распределительные компании и другие игроки могут купить необходимые объемы газа, заплатив транспортной компании за прокачку от хаба до места потребления.
На бирже ICE торгуются газовые контракты с поставкой на NBP (National balancing point) – это ключевой контракт для Великобритании. Контракт для NBP был создан в 1990-х годах, с него началась трансформация газового рынка Великобритании, который сегментирован от рынка континентальной Европы. На этом газовом рынке используются долгосрочные контракты (их доля составляет 30%) между собственными производителями и потребителями, в 60% которых практикуется нефтяная индексация.
Торговля на хабах в Европе включает контракт, торгуемый также на ICE, с поставкой на хаб TTF (Нидерланды), являющийся маркером для поставок в Северо-Западную Европу. В 2000-х годах стали появляться и другие площадки. Наиболее важное значение среди них занимает газовый контракт на бирже CEGH (Австрия), также стоит отметить бельгийский хаб Zeebrugge, итальянский PSV, французские региональные виртуальные площадки PEG (Point d’échange de gaz), немецкие Gaspool и NCG (последние два планируют слияние в октябре 2021 года). В целом сегмент торговли на биржах и хабах охватывает лишь малую часть торговли газом в Европе. Его можно рассматривать не в качестве основы формирования газового рынка, а лишь как некий балансирующий элемент, площадку, где покупатели могут купить незаконтрактованные объемы, а продавцы – продать перезаказанные.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе в основном применяется модель конкурентного ценообразования на газ («газ–газ»). Цены формируются на основе баланса спроса и предложения газа в более чем 30 пунктах спотовой торговли. Важную роль по сравнению с трубопроводным газом здесь играет СПГ, внебиржевые индикаторы которого имеют большое значение. Так, для Восточной Азии основой для ценообразования на СПГ является индекс JKM (Japan Korea Marker), рассчитываемый агентством Platts.