Музей-заповедник «Царицыно» с пирамидами у нас никак не ассоциируется. В самом деле, это вам не Египет и не Южная Америка. Но факт остаётся фактом – пирамида в Царицыне есть.
Правда, она не каменная, а земляная. Рукотворное ландшафтное сооружение. Найти её за кронами деревьев без подсказки сложно. Обратите внимание на склон перед зданием Малого дворца. Присмотритесь и увидите аккуратные террасы, расширяющиеся по пути к пруду.
Точное время создания пирамиды не известно. Однако она присутствует на плане усадьбы, составленном сразу после покупки имения Екатериной II. Специалисты предполагают, что оформили сооружение между 1766 и 1775 годами во времена, когда владельцем усадьбы был Кантемир. Полукруглая пирамида имела четыре террасы, обсаженные по бровкам деревьями. Сверху красовалась прямоугольная деревянная беседка зелёного цвета, позднее названная Кантемировой. Именно здесь императрица в 1775 году проводила заседания Совета при Высочайшем дворе. Позже на месте беседки был построен Малый дворец.
Василий Баженов планировал включить «полуцыркульную абрезную гору» в архитектурный ансамбль усадьбы. Однако императрица отстранила архитектора от любых садовых и ландшафтных работ в Царицыне. В октябре 1777 зодчий предложил привести в порядок «ветхия и отползлыя» берега пруда, в том числе и земляную пирамиду. Однако ответ императрицы был категоричным: «Ни до строения заборов, ни отделания берегов, ниже до обрезывания берёзок отнюдь не касаться, а оставить всё так как есть».
На планах конца XVIII века пирамида присутствовала, а в XIX веке террасная планировка горы исчезает. К ней возвращаются в 2004 году, когда экспедиция Института археологии РАН исследовала склон. Было выявлено, что при сооружении пирамиды ширина террас составляла примерно 7 метров. При возведении Малого дворца две верхние террасы подправили, а в конце XVIII века на третьей сверху террасе была устроена широкая дорожка, мощёная крупными обломками кирпича.
В 2005–2007 годах «абрезная гора», в соответствии с ландшафтным проектом «Моспроекта- 2», была освобождена от позднейших наслоений. И тому была причина – это редкий памятник ландшафтной архитектуры эпохи барокко. Устроен он Кантемирами по европейскому образцу, рекомендованному трактатом Антуана-Жозефа Дезальера д’Арженвиля «Теория и практика садового дела», популярному в XVIII веке пособием для европейских садовников и владельцев усадеб. В России эта книга также стала основным трудом по садовому искусству вплоть до 1780-х годов.
Исследователи А. А. Баранова, П. Б. Ермолов, А. Г. Стёпина в «Царицынской иллюстрированной энциклопедии» приводят аналог царицынского амфитеатра, изображенный на гравюре «Амфитеатр в Клермон» из сочинений Жоржа-Луи Ле Ружа «Подробности новых модных садов» (выпускались в 1773–1789). В отечественном садово-парковом искусстве был неосуществлённый проект пирамиды и амфитеатров в Нижнем саду Петергофа Н. Микетти (1721) и проект Царского сада при Киевском дворце, разработанный садовым мастером И. Л. Гофмейстером (1748). Так что в нашем случае мы имеем дело с редчайшим образцом ландшафтного искусства.
И коротко о назначении интересующего нас объекта. Мистических параллелей нет. Такие площадки обустраивали как бельведер для наблюдения за картинами природы, а также «разыгрывавшимися водными феериями». Другой век, иное восприятие мира.