Это – фильм о милиции, но не детектив. О противостоянии, но без крови. «Инспектор ГАИ» (1982) – наивное и доброе повествование о так называемом «маленьком человеке», не прогнувшемся под «крутых» и «значимых». Я пишу всё это в кавычках, ибо старший лейтенант Зыкин вовсе не пешка, а его оппонент, король автосервиса Трунов – пафосное ничтожество.
Основа сюжета – конфликт закона, обязательного для всех и так называемого «права сильных». Валентин Трунов честно и открыто полагает, что птицы высокого полёта - к ним он относит и себя - имеют гораздо больше свобод, чем «население». Он даже теорию разработал, которую не без удовольствия излагает инспектору.
Великолепный дуэт Сергея Никоненко и Никиты Михалкова. Можно сколь угодно говорить, что Михалков сыграл самого себя – он много сложнее, чем то, что изображает. Но вернёмся к фабуле. В некоем городе живёт, а точнее - орудует неподкупный инспектор. Он всем ставит «проколы», лишает прав и вообще – третирует лихачей.
Взяток не берёт. На душевные разговоры – не ведётся. Выгоды не имеет. Просто в голове у человека Ordnung и такая уверенность в торжестве нормы, что никакая дрянь мимо него не проскочит. А вот дрянь в лице Валентина Трунова в конечном итоге начинает понимать, что живёт как-то не так.
Сейчас очень трудно уяснить, из-за чего какой-то директор станции техобслуживания повелевает райцентром. В те времена купить машину было трудно, а содержать её – труднее во сто крат. Запчасти, ремонт, замена сидений на «красивые-импортные» - всё это ложилось на плечи автовладельца. Урвать-достать-наладить.
Помните главу «Знатоков» под названием «Полуденный вор» (1985), где вся интрига разворачивается вокруг машины главгероини? Или супер-жулика по прозвище Крокодил Гена – брата Нади-блондинки? Он тоже - ремесленник из автосервиса. Иметь знакомства в этой сфере – это обеспечить своей машине (и себе) настоящую дольче-вита.
Распределительно-плановая экономика не умела справляться с дефицитом и возникали всё новые генерации «нужных людей», имеющих то, что недоступно гражданам. По большому счёту, недовольство системой, вылившееся в перестроечный угар, было не в последнюю очередь вызвано дефицитом …много чего, в том числе и автозапчастей.
С Труновым дружит начальство, оно тоже любит свои «Волги» с «Жигулями». В начале киноистории мы видим, как руководитель стройтреста (Николай Парфёнов) едет с Труновым по делам и – на пустой дороге их тормозит «рыжий чёрт» Зыкин. Вроде бы никому не мешало превышение скорости в этих условиях, но – нет. На пути – препона. И, как выясняется, вечная.
Трунов пытается «уничтожить» неподкупного мента, делая всё, чтобы испортить тому жизнь. Ладно бы только ему, но и его родным. А главное – может! У всех есть железо-на-колёсах. Если вдуматься – это страшно. Трунов вовлекает в свою борьбу с ГАИшником такие силы, что …там надо сажать всё начальство, пошедшее на сделку с совестью.
- Отрывок взят из видеоблога автора текста. Здесь Трунов пытается доказать Зыкину, что quod licet Jovi, non licet bovi.
Финал – потрясающий. Щёголь, который вальяжно и снисходительно общался с миром, слушая музыку из «Серенады Солнечной долины», в конце превращается в истерика. Он так и не смог одолеть Зыкина своими «санкциями», тогда как сам перестал нормально функционировать. Повелитель машин устраивает чудовищный «концерт» своим богатеньким приятелям, которых, если честно, презирает.
...Как и самого себя. Имея все козыри, он проиграл скромному рыжику. А потом…, отдав ключи от авто несгибаемому Зыкину, барин уходит в город пешком. Инспектор просит водителя грузовика подбросить облезлого и жалкого Трунова. Хотя, не жалкого. С него слезла дурацкая позолота – мужик наконец-то понял, что есть другие ценности.
Zina Korzina (c)