В чем разница между настоящей актерской игрой и условно-узнаваемым обозначением персонажа? Предлагаю наглядно разобрать это на самом незатейливом примере - образе "простого человека".
Хотя на самом деле легкость такой задачи обманчива. Потому что большинство из нас не так часто имеет дело с миллиардерами, президентами, шефами секретных служб, всесильно-роковыми женщинами, супергероями, колдунами, шикарными содержанками и прочими завлекательными для современных сценаристов персонажами. Оценить достоверность их изображения не можем.
А "простые люди" - они с нами по одной земле ходят. Примерно каждый представляет, как они выглядят. Большинству достаточно в зеркало посмотреть :) Поэтому и на экране мы их сразу узнаем. Но вот всегда ли мы им верим?
Итак, начинаем анонсированный ранее разбор "Сваты" vs "Маленькая Вера".
Две пары актеров играют практические одинаковые роли. Немолодые, но и еще не старые супруги, родители взрослых детей, нашедших себе пару из другого социального слоя. Сами родом из южных регионов. "Простые люди", чья простота особенно отчетливо видна на фоне новообретенных родственников, городских интеллигентов с манерами и гонором.
"Маленькая Вера": родители главной героини, Николай и Маргарита Маринины (Ю.Назаров и Л.Зайцева).
"Сваты": Иван и Валентина Будько (Ф.Добронравов и Т.Кравченко).
Легче всего задача дается костюмерам. Образы получаются легко читаемые и узнаваемые.
Одежда недорогая, комплекты собраны плохо, из случайных вещей. Что было в местном магазине или на вещевом рынке, из того и выбирали. Цвета сочетаются неважно и чаще всего не красят носителей. В одном комплекте вещи нарядные и практичные, новые и поношенные.
Мужчинам одежда всегда чуть великовата, ворот свободный (даже в случае официального выхода в галстуке) - они работают физически, им требуется свобода движений. Стрижка либо простая короткая, либо... полгода назад была короткой, а теперь превратилась в лохмы.
Женщинам, наоборот, вещи непременно тесноваты. Во-первых, народный вкус требует "по фигурке", подчеркнуть женственность. Во-вторых, телеса увеличиваются куда быстрее, чем изнашиваются нарядные вещи из неистребимой синтетики. А "еще хорошую вещь" кто же выкидывает! Поэтому и фасоны часто отстают от текущей моды лет на десять. Впрочем, и новые платья редко имеют отношения к подиумной моде. Зато обязательно яркие! И обязательны украшательства, причем золото прекрасно может сочетаться с пластмассой.
Прическа - непременно кудри. Или "химия", или завивка на бигуди (бигуди потом особенно украсят домашний вид). Если волосы окрашены, то в грубый глухой тон и с заметной разницей у корней.
В этом отношении работа костюмеров и "Сватов", и "Веры" безупречна. Разве что рубашка у Маринина-Назарова слишком модная.
------------------------------------------------------------------------------
А как обозначить героев на уровне игры? Конечно, побольше суетливости, заполошности, размахивания руками. Нахмуренные бровки и постоянно высказываемые штампы покажут непривычность к умственной работе. Зато обязательна уверенность в своей правоте и "простых истинах". Речь непременно с говорком, лучше всего южным: та шо ты, хде я тоби это возьму?
Достаточно? Для обозначения типажа - вполне. Обычно современный кинематограф этим и ограничивается. Хотя глядя на экран, ни на минуту невозможно забыть, что перед нами актеры Ф.Добронравов и Т.Кравченко, а вовсе на Валя и Ваня Будько.
В "Маленькой Вере" все иначе. Там еще актерская игра старых традиций. Та, которой говоришь "верю!". И построена эта игра в первую очередь не на хлопотании лицом, размахивании руками или громких криках, а на телесности. Все самое главное актеры говорят пластикой тела.
Вы посмотрите, какой на самом деле Ю.Назаров харизматичный красавец! По этому кадру не вдруг и скажешь, кого он играет!
А вот по этим? Сгорбленная спина, вжатая в плечи голова, взгляд исподлобья, какая-то привычная приниженность в каждом движении. Даже лица не надо видеть, все рассказывают его спина и плечи.
Здесь обратите внимание, как держит вилку отец, и как сын. Сразу понятно, кто в какой среде вращается. И дело даже не в воспитании. Таким хватом вилки удобно есть из консервной банки - наверняка отцу-дальнобойщику нередко приходится перекусывать в рейсах без особой сервировки.
Зато речь у него очень чистая. Суржик подпускает, непременно выделяя интонацией, когда неумело пытается пошутить, разрядить обстановку. Или прикинуться перед "благородиями" еще большим валенком, чем есть на самом деле. Точно также ведут себя большинство "простых людей", которых я знаю - а я их знаю много.
Так выстраивается настоящий характер персонажа, а не его схематический набросок. Этот характер потом можно обсуждать, можно прогнозировать какие-то поступки, можно делать какие-то выводы, принимать или нет развитие сюжета.
Например, в комментариях по "Вере" мне написали:
И ведь всё совершенно верно! Назаров играет человека, не склонного к рукоприкладству. Жена и дочь абсолютно не боятся его пьяных концертов. Которые неизменно завершаются скорбной физиономией Кота из "Шрека" и жалобами "ой, папку обидели! ой, как мне сейчас плохо будет!", чтобы отдаться в заботливые руки родных и быть уложенным баиньки.
Если такого совсем довести до ручки, то он может толкнуть соперника, швырнуть в него бутылкой или еще чем-то. Но воткнуть в человека нож - никогда! Нет в нем готовности к контактной агрессии, тем более к убийству.
Зато жесткая агрессивность есть в женихе Сергее. И женщины это отлично чувствуют, а свое чувство передают игрой. Крохотный эпизод завершения злополучного обеда на дне рождения: отец заперт в ванной, а женщины сидят за столом, боясь шелохнуться.
Кстати, выстроен эпизод один в один с очень старым фильмом "Трамвай Желание", который с Вивьен Ли и молодым Марлоном Брандо. Там тоже Стэнли-Брандо показал за обедом, кто в доме хозяин, а сестры сидят, сжавшись в комок. В том старом фильме тоже очень много правды жеста, правды тела.
Достоверна актриса Людмила Зайцева и в других сценах. Особенно меня восхищает, как она, женщина с прекрасным образованием, изображает человека, не читающего книг. Только через жесты!
Она держит книги, как сакральные предметы, с которыми не умеет обращаться: двумя пальцами, подальше от себя, с почтением и опаской, стараясь как можно скорее избавиться от контакта. И никогда не открывает! Желая сослаться на кодекс, просто тычет пальцем в обложку - на работе ей сказали, что где-то здесь великая истина!
Тот же Сергей легко берет в руки любую книгу, открывает на произвольном месте, пробегает глазами строки, открывает в другом месте - именно так ведет себя любой книгочей.
Вера же - вариант промежуточный: книг сильно не боится, но читает строго подряд, с начала. Она не умеет быстро схватить книжную мысль.
Таких мелких достоверностей в фильме очень много. Их не анализируешь, просто смотришь - и видишь людей. Николая и Маргариту Марининых. С их жизнью, их проблемами, их тараканами. Поэтому фильм производит сильное впечатление. Пусть даже для многих неприятное, но сильное. А "Сваты" - ну просто набор сценок, кое-как отыгранных анекдотов, озвученных реприз.
Конечно, можно сказать, что "Вера" - проблемный фильм, а "Сваты" - легкая комедия для отдыха. Но в старых легких комедиях тоже герои были людьми, а не схемами. При всем добавлении гротеска мы принимаем как живых людей и Семена Семеновича Горбункова, и Афоню, и Шуру из профкома, и даже незадачливых астронавтов из "Кин-дза-дза". Они настоящие!
Честно говоря, очень хочется посмотреть новый фильм с полноценной актерской игрой. Но пока у меня одни разочарования. Дорогие читатели! Может быть, вы подскажите?
Еще на канале об актерах и ролях:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба