-Марка и компания Daewoo стартовала в 1967 году. Основал ее кореец Ким Ву Чун. Выбранное Кимом название переводится с корейского как «Великая Вселенная». Таковы были амбиции молодого предпринимателя.
- Компания занималась совсем не автомобилями, а производством тканей. Правда очень специфически: на созданной ткацкой фирме не было даже станков, в штате числилось всего пять работников, а на счету лежало 10 тыс. долларов стартового капитала.
-Первый заказ удалось получить, выдав чужие ткани за свои. На предоплату в 200 тыс. долл. Ву Чун закупил станки и сумел произвести заказ. Так получится далеко не у всякого. Но, может, способность к такому старту и к таким сделкам, это и есть предпринимательский талант?
-В 1972 году власти Южной Кореи решили способствовать появлению национального автопрома, но заниматься этим разрешили лишь четырем компаниям: Hyundai, Kia, Shinjin и Asia Motors. То есть «встать у руля» автопрома можно было только с разрешения властей, одного желания было недостаточно.
-За 15 лет Daewoo делает скачок от «ноунейм» компании к целой корпорации. становится одним из крупнейших корабельных гигантов, производит бытовую технику, электронику, оборудование для судов и многое другое, интересуется всем, что может давать деньги. Ткани были только началом начал.
-Поэтому в 1982 году Shinjin попадает под контроль Daewoo. Вместе с ней, корпорации достается и новое партнерство — с General Motors. Так рождается новый автопроизводитель — Daewoo Motors.
-Логотипом компании становится изображение морской раковины. Менеджмент решил, что данный знак больше всех других соответствовал названию Daewoo.
-Первая машина, выпущенная под маркой Daewoo появилась в 1986-ом. Это был Opel Kadett E, лицензию на который компания получила благодаря связи с GM. И это был прорыв: первый корейский автомобиль с проработанной аэродинамикой и цифровой приборной панелью. 2-литровый двигатель на 96 л.с., 14-дюймовые легкосплавные колеса, «противотуманки» и задний спойлер. Тем не менее, не везде он продавался как Daewoo. В США модель получила название Pontiac Le Mans, в Европе - Daewoo Racer. Как ни странно, на внутреннем рынке Кореи тоже было другое имя — Cielo. В 1991 году автомобиль подвергся изменениям, которые предусматривали модернизацию задних фонарей и передней части. На некоторых рынках авто начало продаваться под именем Daewoo Nexia.
-В начале девяностых компания объявила автомобильную отрасль приоритетной. И обратила взор на восточную Европу с ее недорогими возможностями производства и потенциальными рынками сбыта достаточно дешевых автомобилей. Daewoo приобретает заводы и образовывает совместные предприятия в Восточной Европе: создается СП с украинским «АвтоЗАЗом», покупаются заводы в Польше, Румынии, также в Узбекистане (не забыли про Азию).
-В 1995-м еще один прорыв - Daewoo заявила о себе на рынке Германии, предоставив такие модели, как Nexia и Espero. Благодаря доступности и надежности моделей немцы разбирали их на ура. Это ли не успех?
-Некоторое время разработкой принципиально новых моделей руководил Ульрих Бец (бывший топ-менеджер BMW). Под его началом были крупные научно-технические центры – в корейском городе Пульяне, Мюнхене, и Уортинге (Великобритания). Привлечь знаменитого менеджера удалось как раз благодаря свалившейся популярности марки на немецкой земле.
Также к сотрудничеству удалось подтянуть знаменитую компанию ItalDesign. Благодаря этому появляются сразу несколько новых моделей. Среди которых знаменитая малолитражка Matiz, хорошо известная в России. Ее всем знакомый кузов и есть дело рук дизайнеров ателье ItalDesign.
-Компании не хватало национального рынка сбыта. Чтобы это исправить, в 1998 году Daewoo покупает корейского производителя SsangYong, чьи авто хорошо раскупаются на внутреннем рынке, и делает попытку войти на популярный в Европе с конца 1990-х рынок внедорожников. Однако, обе эти цели оказались недостижимыми.
-В 1998 году начинается азиатский кризис, однако менеджмент не собирался экономить или проводить изменения. Государственные дешевые и доступные кредиты больше было не взять. Долг компании вырос на 40%, ее акции рухнули под огромным бременем кредитов, и вскоре она объявила себя банкротом. Правительство Южной Кореи национализировать ее не стало. Автомобилестроительное подразделение, будучи основой компании, было выставлено на торги. В итоге его разделили между собой такие гиганты как GM, японская Suzuki, под брендом которой автомобили Daewoo поставлялись в Японию, а также китайская Automotive. Вот так, можно сказать, вдруг, в 1999 году взял и рухнул второй по величине на тот момент автопроизводитель Южной Кореи.
-Производство грузовых автомобилей выкупила индийская Tata Motors. Собственно об этой компании и о грузовых автомобилях Daewoo, история которых сложилась более чем удачно, речь пойдет позже, в другом материале.
-История же легковушек в руках GM сложилась более драматично. По решению их менеджеров в 2004 году для рынков Австралии и Новой Зеландии, автомобили Daewoo пошли под брендом Holden. С 1 января 2005 для рынка Европы, Тайланда и Ближнего Востока — в Chevrolet. Не смогли помочь и другие собственники, которым достались акции. Собственно, это уже был конец марки.
-1 марта 2011 года корейского бренда Daewoo, производящего легковые авто, не существует.
-Так что же за машины бегают по улицам, которые мы видим под маркой Daewoo сегодня?
Как было сказано выше, в начале 90-ых Daewoo инвестировало в некоторые развивающиеся страны. Одной из них стал Узбекистан, где был построен большой завод. В 2005 году узбекское правительство оказалось его владельцем после выкупа у обанкротившегося Daewoo Motor. Новым стратегическим партнером Узбекистана стал General Motors, в собственность которого перешла корейская марка Daewoo со всеми наработками. Авто, собранные на этом заводе под брендом Uz-Daewoo и есть те самые автомобили. И производились они под этой маркой только для рынка СНГ. В апреле 2014 года был выпущен двухмиллионный автомобиль UzDaewoo. Однако, уже с 2015-го название Daewoo больше не используется. Ему на смену было решено дать название Ravon ( Reliable Active Vehicle ON the Road («надежный динамичный автомобиль для всех дорог»). Но расшифровка со смыслом не помогла, этот бренд также поглотила автоистория, хотя модельный ряд у нее был. Теперь ее завод выпускает автомобили под брендом Chevrolet.
-Увы, похоже, легковые автомобили Daewoo не вернутся больше никогда.