Изгои, испытывающие травлю, неприятие, игнорирование имеются почти в каждой группе будь то школьный класс, рабочий коллектив. Причина тому - особый характер взаимодействия людей в обществе. Он происходит по разнообразным моделям, в транзактном анализе - играм. Транзактный анализ вообще напоминает психоанализ или аналитическую психологию, но первый чаще применяется для объяснения поведения индивида, когда последние характеризуют социальные отношения и то, какие роли отдельный человек принимает.
А конкретно природу появления изгоев в группе объясняет "треугольник Карпмана". Социальная виктимность - склонность становиться жертвой. Для человека, который находится в таком состоянии характерны: социальная пассивность, инфантильность, идентификация себя как "жертвы обстоятельств" и др. Неосознанно такой человек будет сам стремиться к тому, чтобы на него излил злость один и спас другой. А причина тому, согласно исследованиям - дефицит компетентности личности. Провал в психологической структуре личности, который ведет к ее деформации.
Р. Ульриха и Р. Ульрих сформулировали семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии:
- принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;
- забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
- представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
- правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;
- анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;
- представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
- отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью, и предполагает уважение прав и обязанностей других.
При отсутствии этих способностей человек, скорее всего, будет пытаться восполнить их в социальных отношениях, провоцируя социальное напряжение в группе, он будет искать возможность "сыграть жертву". Даже если вы предложите ему рассмотреть ситуацию с позиции его вины, то он, скорее всего, примет вас за агрессора.
Если вы спросите, что конкретно делать - то нужно отталкиваться от ситуации. А полностью увидеть ситуацию можно только с позиции осознанного (пока что) изгоя. Решение проблемы несомненно придет к социально-компетентному человеку. Лично мне вспоминаются сотни историй, где самый харизматичный изгой в коллективе собирал там остальных изгоев вокруг себя и создавал, таким образом, подгруппу интересных личностей, которые, вместо социальной компетентности за свою жизнь успели развить другие, иногда просто поразительные качества. И неизвестно кто в такой ситуации больше потерял от признания в них жертв - сами изгои или остальной коллектив.
Таким образом, изгои чаще всего становятся таковыми не из-за плохого, неадекватного окружения, а из-за неспособности решить свои внутренние проблемы. Это, конечно, основная тенденция, а не все случаи и, например, в школьном классе необходимо вмешательство также учителей, родителей чтобы сформировать социальную компетентность ребенка. Однако начинать стоит именно с личности изгоя - точно ли для него это не "игра"? А чтобы ответить на этот вопрос с полной уверенностью, не помешает обратиться к профессиональному психологу.