Рынок – совокупность всех отношений и форм организации сотрудничества людей в сфере свободного и устойчивого обмена равноценными ресурсами, товарами и услугами.
Условием возникновения рынка является разделение труда между самостоятельными производителями (то есть производителями, отношения между которыми не определяются родством, государственным или иным властным принуждением).
Рыночная экономика – система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства (учебник п/р Боголюбова, 11 класс, стр.33).
Функции рынка (учебник Котовой и Лисковой, 10 класс, стр.44-45):
(1) посредничество – соединение производителей благ и их потребителей,
(2) ценообразование – установление цен на ресурсы, товары и услуги,
(3) информирование – предоставление информации о востребованности товаров, доступности ресурсов и пр.,
(4) регулирование – (1) определяет объем и ассортимент производимых товаров, поведение потребителей, (2) перетекание капитала в отрасли и компании с максимальной отдачей,
(5) стимулирование и санация – максимизация эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и освобождение экономики от неэффективных игроков и др.
Рыночный механизм (механизм цен) – автоматическое достижение баланса спроса и предложения, равновесных цены и количества товаров.
Функции цены (учебник Киреева, стр. 29 – это еще один учебник официального федерального перечня):
(1) информационная – растущие цены показывают наиболее перспективные области деятельности,
(2) распределяющая – цены определяют, кто именно сможет приобрести товар, или сколько и каких товаров сможет купить конкретный покупатель,
(3) стимулирующая – стремление сократить себестоимость продукции по сравнению с ценой заставляет оптимизировать производство).
Спрос (функция спроса) – количество товара, которое (в данных рыночных условиях) покупатели готовы приобрести на рынке по каждой конкретной цене. Это зависимость количества товара от его цены (функция). Обозначается буквой D от английского demand.
Величина спроса – количество товаров, которое покупатели готовы приобрети по данной цене (точка на графике спроса).
Предложение (функция предложения) – количество товара, которое (в данных рыночных условиях) продавцы готовы продать на рынке по каждой конкретной цене. Это тоже функция, зависимость количества товара от его цены. Обозначается буквой S от английского supply.
Величина предложения – количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по данной цене (точка на графике).
Закон спроса – величина спроса находится в обратной зависимости от цены.
Закон предложения – прямая зависимость величины предложения от цены.
Нюансы по заданию с графиками:
(1) графики двигаются не вверх-вниз, а вправо-влево (это принципиально важно!),
(2) движение вправо – рост, движение влево – сокращение,
(3) спрос и равновесная цена всегда двигаются в одном направлении, а предложение и равновесная цена – в противоположных.
Неценовые факторы спроса:
(1) изменение числа покупателей (в курортном приморском городе летом можно продать больше почти любых товаров просто потому, что население возрастает в несколько раз),
(2) рост доходов покупателей (считается, что ростом доходов население покупает больше любых товаров – исключения в нашем экзамене не рассматриваются),
(3) изменение доступности заменяющих товаров (товары-субституты) и дополняющих товаров – изменение их цен или объема предложения (если растут цены на мандарины, некоторые домохозяйства будут покупать заменяющий товар – апельсины, спрос на апельсины возрастет; когда в 1970-х годах в США и Западной Европе резко подорожал бензин, упал спрос на дополняющий товар – автомобили),
(4) предпочтения и ожидания потребителей (мода, влияние рекламы, ценовые ожидания – если потребители думают, что гречка в будущем подорожает, спрос на нее вырастет уже сейчас, так как часть потребителей постарается сделать запас),
(5) внешние (неэкономические) условия (в холодное и дождливое лето будет продано меньше мороженого и солнечных очков, а спрос на резиновые сапоги и зонты возрастет).
Неценовые факторы предложения:
(1) изменение числа производителей (если в вашем районе открылась новая булочная, предложение хлеба в нем неминуемо возрастет),
(2) улучшение условий (технологий) производства (товар остается прежним, но новые технологии позволяют производить его с меньшими затратами на единицу),
(3) изменение стоимости ресурсов (если сырье, электроэнергия, транспортные услуги становятся дешевле, производители могут произвести больше товаров по любой заданной цене)
(4) возможности альтернативного использования ресурсов, изменение цен на другие товары, которые можно производить из этих же ресурсов (если ферма купила линию по производству мороженого, она будет продавать меньше молока и сметаны),
(5) налоги и субсидии (рост налогов сокращает производство, предоставление субсидий – увеличивает),
(6) внешние (неэкономические) условия (например, и засуха, и затяжные дожди могут снизить урожаи в сельском хозяйстве),
(7) ожидания продавцов, в том числе ценовые (для целей экзамена, если продавцы ожидают падения цен на свой товар, они стремятся сбыть его поскорее и предложение растет, если ожидается рост цен, продавцы пытаются товар придержать, и предложение падает).
Обратите внимание: на экзамене вы должны этот фактор узнавать, но не используйте его сами по своей инициативе во втором вопросе задания – у него не самая простая история в материалах ФИПИ, не известно, будет ли он в ключах у экспертов.
__________
Если было полезно, ставь 👍🏻, делай репост и делись своими мыслями в комментариях :)
⚡Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ/ОГЭ 2023 и переходи на New Level! 💪🏻😉
Ссылки для записи на занятия:
▪️ Сайт — http://newlevelege.ru
▪️ Vk — https://vk.com/new_level_ege
▪️ YouTube — https://www.youtube.com/channel/UCoZD5A90TG-pakM-8JTQpTA
▪️ Telegram — https://t.me/new_level_ege
__________
🎓 Онлайн-школа New Level School — это:
— занятия онлайн и в записи
— отдельная онлайн-платформа
— актуальная теория по всем темам
— тематическая практика в формате ЕГЭ/ОГЭ
— домашние задания для системного изучения тем
— поддержка от преподавателя и оперативная обратная связь
— профессиональные преподаватели из МГУ и других топовых вузов
— качественные конспекты на базе материалов, рекомендованных ФИПИ
Предметы:
▪️Обществознание (ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиады)
▪️История (ЕГЭ, ОГЭ)
▪️Биология (ЕГЭ, ОГЭ)
📊 Основы финансовой грамотности
📈 Инвестиции на фондовом рынке