Найти тему
TargetHunter

12 навыков начинающего контентщика

Оглавление

Привет! Меня зовут Наталья Ясинецкая, и я уже четыре года администрирую сообщества ВКонтакте, а значит, изо дня в день работаю с составлением и корректировкой контент-стратегии и контент-планов. Хочу помочь начинающим контентщикам стать классными специалистами, поэтому делюсь своими наблюдениями.

Эта статья для тех, кто хочет вырасти до уровня профессионала: кому неинтересно публиковать постики а-ля «С прекрасным весенним днем, дорогие друзья!» или писать по строго заданному техническому заданию (ТЗ).

Готовы? Поехали.

Навыки, которыми обладает начинающий, но крутой спец, я разделила на две категории: личностные и профессиональные.

Личностные навыки

Контент-менеджер не может быть одиночкой. Это человек, который работает в команде, даже если он отвечает только перед заказчиком. Значит, он должен уметь работать с людьми и обладать такими умениями:

1. Быть ответственным

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Прежде чем взять задачу в работу, взвесьте все «за» и «против». Подумайте, успеваете ли по срокам, посильную ли ношу на себя взяли. Вы работаете в команде, и от вашего отношения к общему делу зависит результат.

Если возникают трудности, честно расскажите об этом и предложите варианты решения проблемы.

Например, вы согласились работать с нишей юридических услуг и договорились о сотрудничестве с заказчиком. Когда изучали материалы, поняли, что эта тема – не ваша: вызывает отторжение, ничего не понимаете, а чтобы разобраться и классно выполнить задание, не хватает времени.

Не получается? Покажите себя ответственным человеком. Расскажите клиенту о затруднениях и предложите варианты:

  • Василий Петрович, понимаю, что не хватает знаний справиться с задачей и не хочу вас подводить, поэтому рекомендую своего коллегу.
  • Василий Петрович, я переоценил свои силы. Понимаю, что не укладываюсь в сроки и подвожу вас. Прошу вас о переносе срока на два дня. В качестве компенсации хочу предложить (написать пост, подобрать изображение…)

Честно признаться в том, что у вас что-то не получается – это сила. И поверьте, это спасает репутацию и сохраняет доброе отношение клиента гораздо лучше, чем кое-как сляпанный контент-план.

2. Быть дипломатичным

Это про умение корректно отстаивать свою точку зрения. Вы много учились и теперь знаете, как правильно работать. И вот задача: обратился клиент, у которого весь контент в соцсетях строится только на продающих постах типа «купи-купи-купи». Он хочет оживить свое мертвое сообщество, но при этом считает, что всё делает правильно и людям нужны только продажи. Вы знаете, как помочь клиенту: изменить стратегию – к продажам добавить вовлечение подписчиков, полезности и юмор.

Вопрос в том, как построите диалог.

Будете жестко настаивать на своем – поставите себя «над» заказчиком. Вы профи, а он ничего не понимает в продвижении. Такая позиция пользы не принесет. У вас обоих включится соперничество за звание самого умного. Это приведет к разочарованию друг другом и отказу от сотрудничества.

Покажите, что вы партнеры и работаете на равных, а ваша главная задача – помочь клиенту.

3. Быть пунктуальным

Дедлайн – это святое.

Допустим, вы договорились с клиентом, что сдаете ему готовый контент-план 15 мая, а сегодня только 1 число. Это не значит, что у вас свободные две недели, а 14-15 вы ка-а-ак начнете усиленно работать под давлением дедлайна, что напишете всё гениально и в срок.

Договорились на 15 мая? Отлично. 15 мая заказчик принял готовое задание, а не просто получил от вас файл. В срок исполнения входит время на исправление и корректировку. Период правок и согласований – это время ДО дедлайна, а не после.

Тянуть до последнего – плохая затея, потому что можете подвести людей. Да, вы сдали контент-план и тексты 15 числа, а клиент прочитал и понял, что нужно кое-что изменить. У него в расписании 16 апреля стоит запуск проекта, который теперь придется переносить. Формально вы правы: сдали же, но вот человека подвели и себя зарекомендовали не очень хорошо.

Если не укладываетесь в сроки, то понять вы это должны задолго до дедлайна и честно рассказать клиенту. Красивый выход из некрасивой ситуации – опять же предложить варианты.

Совет: обозначьте промежуточные даты. Сначала наработки, затем черновик и окончательную дату, когда заказчик получает от вас чистовик.

4. Уметь рационально организовать рабочее время

Если умеете грамотно планировать рабочий день, то проблемы со срывами дедлайнов – это не про вас. Вы распределили нагрузку равномерно, поэтому работаете без напряжения и всегда находитесь в ресурсе.

Но иногда не всё идет так гладко и идеально, как хотелось бы. И вот вы ловите себя на том, что залипли на видосики, вместо того чтобы готовить пост. Время ушло, вы себя ругаете из-за того, что не успеваете, настроение падает, а эффективность улетучивается. Так и до выгорания недалеко.

В интернете много интересных планировщиков времени, которые помогают распределить задачи. Самый простой – использовать технику помодоро, или помидора, как говорят по-простому.

Например, для написания поста даете себе 30 минут. Это время посвящаете только работе над публикацией и ни на что не отвлекаетесь – телефон и соцсети в сторону. Заводите помидор на 30 минут, и вперед. Как только время выйдет, прозвенит будильник.

Так выглядит главная страница сервиса, по умолчанию таймер установлен на 25 минут
Так выглядит главная страница сервиса, по умолчанию таймер установлен на 25 минут

Здесь же вы можете запланировать регулярные мероприятия и установить время для их выполнения. Например, в мой распорядок дня входит час занятия испанским языком.

Так выглядит страница, когда вы запланировали мероприятие и изменили настройки
Так выглядит страница, когда вы запланировали мероприятие и изменили настройки
Техника простая, но полезная, потому что приучает концентрироваться на одной задаче и не дает перепрыгивать с темы на тему и витать в облаках.

Еще один совет начинающим контент-менеджерам, который позволит бережно отнестись к своему времени: трезво оценивайте силы и не хватайтесь за 10 проектов из разных ниш подряд.

Всех денег не заработаете, а нервный срыв – легко.

5. Не бояться задавать вопросы

Ребят, когда вы начинаете работать с проектом, то задавать вопросы – это полезно. Боитесь показаться некомпетентными или глупыми? Напрасно. Клиент так не подумает, зато ему будет приятно, что вы хотите погрузиться в его бизнес и спрашиваете о нем.

Если всё же сомневаетесь, то постелите соломку и предупредите.

Например, так: «Иван Иванович, начинаю работать с вашим проектом, и у меня возникло несколько вопросов. Прошу на них ответить, даже если что-то покажется вам глупым. Я и сама разбиралась, но боюсь понять что-то неправильно. Хочу, чтобы материалы, которые мы будем публиковать, были полезными и интересными вашим подписчикам»

Запомните: задавать вопросы – значит показать клиенту заботу о нем и его проекте, а не наоборот.

Профессиональные навыки

Это те навыки, которые глубже связаны с профессией, чем с человеческими качествами. В статье беру только основы без глубокого погружения в тему, потому что над каждым пунктом вам придется хорошенько потрудиться.

6. Анализировать целевую аудиторию

Ох, как не любят многие копаться с понятиями «целевая аудитория» и «сегментация целевой аудитории». Куда проще писать посты ради постов и публиковать их потому, что все так делают или просто время пришло.

Работа с анализом целевой аудитории – основа, которую должен освоить каждый контент-менеджер. На базе этого анализа и выделения сегментов вы строите работу по созданию контент-стратегии и составлению контент-плана.

На первом этапе начинающему специалисту важно понять, что продавать всё для всех сразу или писать для всех – это как стрелять из пушки по воробьям, то есть неэффективно.

Например, в сообществе TargetHunter собралась разношерстная аудитория:

  • владельцы бизнеса, которые сами продвигают сообщества
  • владельцы бизнеса, которые подыскивают сотрудников
  • SMM-специалисты
  • таргетологи
  • дизайнеры
  • копирайтеры
  • контентщики
  • и другие профессионалы

Это разные люди с разными интересами, поэтому не получится выпускать общие публикации, которые подойдут всем. Различными постами мы охватываем все сегменты аудитории и закрываем потребности этих людей.

Работа с анализом целевой аудитории – кропотливая и сложная, но я уверена, что у вас всё получится, ведь TargetHunter уделяет этому серьезное внимание.

Например, целый раздел посвящен публикациям на тему контента. Ваша задача сейчас – быть готовыми к тому, что придется много трудиться.

7. Учиться и развиваться в направлении контент-маркетинга

Реальность такова, что в области контент-маркетинга нет ни одного универсального специалиста, чьи знания подходят под любой проект. Каждый приходит со своей базой умений и уже в ходе работы подстраивается под ситуацию.

  • Будьте готовы много учиться на реальном проекте и каждый день открывать то, чему на курсах не учили или учили, но оказалось, что в жизни это работает по-другому.
  • Подпишитесь на профессиональные сообщества, в которых можете здорово прокачаться. Например, TargetHunter публикует материалы на тему контент-маркетинга в группе ВК и своем блоге.
  • Общайтесь с коллегами, спрашивайте у них советы и сами отвечайте в комментариях на вопросы подписчиков.

8. Мыслить стратегически

Мыслить стратегически – это не про получение результата прямо здесь и сейчас. Вы должны четко понимать, чего хотите добиться и что для этого нужно сделать.

Перед каждым действием задайте себе вопрос: «Зачем я это делаю? Какой цели хочу добиться?». Это умение помогает видеть конечный результат, думать наперед, на будущее, на перспективу.

Как это относится к нашей теме ⇓

Допустим, вы составляете контент-план на месяц и прописываете темы постов на каждый день. Задача в этом месяце – поднять вовлеченность. Значит, результатом вашей работы через месяц будет рост активного ядра – тех людей, которые раньше отмалчивались, а теперь стали общаться в сообществе.

А дальше вы думаете над тем, какие инструменты будете применять, чтобы достичь целей.

Пример тот же, поднимаем вовлечение. С помощью чего можем добиться этого? Продумываем инструменты: посты на лайки, добавление опросов или игра на комментарии.

9. Строить гипотезы

Даже если вы отлично разбираетесь в статистике и проанализировали популярные посты конкурентов, вы не можете на 100% быть уверены, что вашей аудитории зайдут подобные публикации. Любая стратегия строится на предположениях и их проверке. И как показывает практика, иногда посты, о которых думаешь: «О, вот это точно зайдет», – проваливаются. А те, от которых ничего особенного не ждешь, заходят на ура.

Что ж, мы должны быть готовы к любому развитию событий и менять стратегию в зависимости от результатов. Да, и снова строить гипотезы, и снова их проверять.

Вот мой пример и больная боль администратора сообщества: пост на лайки никто не лайкает. Нашей аудитории такая шутка не показалась смешной.

Из 258 просмотров два лайка – грустный результат
Из 258 просмотров два лайка – грустный результат

Огорчились, вздохнули и пошли искать новые идеи.

10. Анализировать статистику

Данные в статистике нам показывают многое:

  • кто наша аудитория – мужчины или женщины, каких возрастов
  • с каких устройств чаще заходят на страницу
  • посетители каких стран и городов интересуются контентом
  • из каких источников забрели в сообщество
  • какую активность люди проявляют в группе и куда заходят
  • насколько удачно мы сработали – понравились посты подписчикам и самой социальной сети или нет
  • и прочее

Каждый из этих показателей помогает разобраться с тем, какие материалы предлагать аудитории. Все результаты мы оцифровываем и делаем выводы, что нужно изменить и как докрутить, чтобы следующие публикации стали сильнее и интереснее людям.

Статистика записей помогает сделать вывод, достигли ли мы целевого действия, которое хотели получить.

Вот пример неудачного поста, цель которого – собрать клики. Аудитории опрос не зашел, результаты огорчают: 445 человек увидели опрос, проголосовали 14, виральный охват (то есть охват не по подписчикам сообщества) всего 42. ВКонтакте не посчитал публикацию достойной для показа.

-5

А этот пост получился более удачным, виральный охват гораздо выше:

По сравнению с предыдущим примером цифры приятнее
По сравнению с предыдущим примером цифры приятнее

Изучение статистики, как и анализ целевой аудитории – отдельная тема, которая требует глубокого погружения. Главная мысль – вы много будете работать с цифрами и разбором результатов.

11. Быть грамотным

Грамотность – без сомнения, важный навык. Но что делать, если вы не были в школе отличником по русскому и сочинения писали ну так себе? Поставить крест на профессии?

Нет, нет и еще раз нет. Не бывает идеально грамотных людей, да и опечатки никто не отменял. Пользуйтесь сервисами проверки текстов на орфографию и пунктуацию, и будет вам счастье.

В каждом тексте важны смысл и польза для читателя, в первую очередь. Ошибки – дело житейское. Просто поверьте, всегда найдется кто-нибудь в белом пальто, кто тыкнет носом в опечатку и порекомендует учить правила. А если ошибок много или они встречаются постоянно, то это говорит о вашем пренебрежении к читателям. Прогнать текст через сервис – дело пары минут.

Вариантов в интернете пруд пруди, но мне больше всего нравятся «Орфограммка», проверка орфографии на text.ru и в «Текстоводе».

Орфограммка проверяет текст, указывает на слабые места и дает рекомендации по улучшению
Орфограммка проверяет текст, указывает на слабые места и дает рекомендации по улучшению
Это пример, как показывает ошибки текстовод
Это пример, как показывает ошибки текстовод

12. Чувствовать ситуационный контент

Добавила этот пункт в связи с последними историческими событиями.

24 февраля жизнь вдруг изменилась. Продажи, акции и развлекательные материалы стали выглядеть нелепо. Возникла ситуация, при которой нельзя ловить хайп и обсуждать политику. Лучший выход – срочно пересмотреть контент план: убрать на время развлекательный контент, снизить активность и просто промолчать, чтобы не раздражать людей.

В TargetHunter так и сделали. Вот примеры публикаций за 24 февраля:

  • пост Александра Постановича о том, что проснулись в новом мире
  • пост о стабильности – анонс эфира по ТикТоку
Пост-рекомендация пересмотреть контент-планы
Пост-рекомендация пересмотреть контент-планы
Пост о том, что стабильность успокаивает
Пост о том, что стабильность успокаивает

Вот главные навыки, которые нужны начинающему контент-специалисту на первых порах.
«А как же тексты?» – спросите вы и будете правы.
Конечно, писать тексты тоже важно, но это уже другая история.

Автор: Наталья Ясинецкая

Выпускающий редактор: Ольга Бастырева

Статья впервые опубликована в блоге TargetHunter