Найти в Дзене
PROШКОЛА Онлайн

Света Ревич: о профессии эрготерапевта, израильской армии и работе со «сложными» детьми

Оглавление
Света Ревич часто и щедро делится знаниями о сенсорной интеграции. В этот раз мы решили узнать, как Света пришла к эрготерапии, почему отказалась вести курс в Израиле, но согласилась обучать специалистов в России, и чего она боится в своей профессии.

- Света, как Вы пришли к эрготерапии?

В Израиль я приехала в 16 лет по программе для подростков. Отучилась 2 последних класса, закончила школу и пошла в армию (в армии девушки здесь тоже служат).

В Израиле есть специальная служба, которая помогает отслужившим солдатам, консультирует их, в какую сферу, в какой университет им можно пойти после армии. Когда я пришла к замечательной женщине с именем Эсти Леб (в переводе «эсти» – «доброе сердце»), она спросила, кто я, чем буду заниматься. Я ответила, что мне очень нравятся вещи, связанные с креативностью и с медициной. И она ответила: «Вот, есть такая профессия!» Я никогда раньше не слышала об эрготерапии, и консультант направила меня почитать, посмотреть, приглядеться. Моё желание утвердилось.

- Где Вы учились на эрготерапевта?

У меня степень магистра эрготерапии. Я училась в Хайфском университете и на факультете медицины при Технионе, это два очень важных и значимых заведения в Израиле. Эрготерапии обучаются 4 года, во время учёбы проходят много практики.

После того, как эрготерапевты получают опыт работы с детьми, в сфере развития ребенка, они могут пройти дополнительные курсы. Я прошла много таких курсов, в том числе по сенсорной интеграции. Можно сказать, что сенсорная интеграция – это моя специализация в области эрготерапии.

- Света, расскажите о Ваших первых шагах в профессии.

Я начинала работать в Центре неврологии и развития ребенка и дополнительно я работала в Центре реабилитации и неврологии для взрослых, которые обращались после инсульта, травм головы и аварий. Это были 2 направления моей работы. Они очень разные, но в начале пути дали очень много базы.

В дальнейшем я выбрала направление работы с детьми.

- Расскажите, какой самый яркий пример успешной коррекции у детей Вас вдохновляет?

Их много, выбирать трудно. Я могу сказать о примерах, когда бывают быстрые, эффективные результаты, которые очень помогают родителям. И это действительно случаи, когда ребенок с обычным развитием имел сенсорные проблемы. Такие дети бывают очень умные, развитые даже не по годам, но дома постоянно происходят конфликты: ребёнка трудно искупать, накормить, одеть. Количество конфликтных ситуаций зашкаливает, родителям очень тяжело.

Был случай, когда родители (папа врач, мама – медсестра) пришли ко мне с третьим ребёнком. У старших были моторные трудности, связанные с гибкостью суставов, координацией, а вот у младшей девочки были сенсорные трудности – она не готова была одеваться утром. Иногда родители закутывали её во что-то и относили в детский сад, чтобы воспитатель помогла одеться.

Мы подобрали несколько стратегий, которые помогли понять, как работает сенсорная система у девочки, как её нужно подготовить, как составить сенсорную диету, которая поможет ей функционировать и снимет поведенческие проблемы, связанные с обычной рутиной дня. Потому что когда утро начинается с кошмара, это влияет на всех: мама выходит на работу тяжело дыша, папа нервничает, братья и сёстры получают недостаточно внимания – оно уходит на одного ребёнка.

-2

У нас было 4-5 встреч в клинике, 3 консультации, и мы получили очень хороший результат. Девочка, конечно, осталась с повышенной сенсорной чувствительностью, но родители поняли, как ей это объяснить, знают, какие стратегии им помогают, сама малышка знает, что происходит. Это помогло решить конфликты, которые постоянно возникали в их дневной рутине.

- Света, а как Вы пришли к тому, что начали обучать сенсорной интеграции других специалистов?

Я много лет обучала студентов. Они приходили ко мне на практику (в основном из Хайфского университета), я их сопровождала по пути учебы. В дальнейшем я начала обучать и специалистов по эрготерапии.

В какой-то момент ко мне обратилась Ассоциация израильских эрготерапевтов – меня попросили сделать курс по сенсорной интеграции. Но в тот момент у меня не было на это ресурсов. И я не хотела обучать эрготерапии специалистов, которые живут в Израиле – они получают много возможностей обучаться на курсах в нашей стране.

Когда ко мне обратилась PRO Школа с предложением сделать онлайн-курс, я согласилась. Я знаю, что это та информация, которой не хватает, и не хватает самих специалистов. Детям со сложностями, синдромами, со сложными степенями аутистического спектра нужен кто-то, кто будет сопровождать их на разных стадиях развития.

- Какие были первые успехи у Ваших подопечных специалистов, которые Вас вдохновили?

Думаю, это успехи, когда начинает взаимодействовать ребёнок, который не шёл на контакт, к которому очень тяжело было найти «ключик». Когда с помощью сенсорной интеграции можно, во-первых, продумать обстановку, в которой этот ребенок будет функционировать, с другой стороны – по его сенсорным системам, восприятию, мотивации – найти ту игру или действие, которое ребёнок будет делать.

- Расскажите пару самых ярких кейсов специалистов, которых Вы обучали.

Часто случается, что специалист сталкивается с проблематичным поведением, когда ребёнок проявляет агрессию, бросает предметы, не хочет идти на контакт. Здорово, если специалист понимает, как можно успокоить ребёнка и родителя и, в первую очередь, – самому остановиться и понять: «Что во мне происходит в этот момент? У меня действительно есть инструмент, который поможет понять ситуацию, оценить её, понимать где здесь поведенческое, где – сенсорное, и среагировать, сбалансировать эту ситуацию». Приятно, когда приходят с такими историями.

Я вдохновляюсь до ужаса, когда вижу, что специалисты начинают использовать новые методы, приобретать оборудование, открывают свои центры, начинают проводить лекции для других специалистов и обучать их. Когда психолог, который работает в детском саду, начинает обучать коллектив этого сада.

- Света, есть что-то, чего Вы боитесь в профессии?

Наверное, это банально, но боюсь я быть неактуальной, боюсь, что не смогу помогать. Очень хотелось бы всё-таки продолжать приобретать знания и делиться ими, чтобы помогать деткам, семьям.

Курс в записи очень помогает мне оставаться актуальной и немного смягчает этот страх.

- А чего Вы больше всего желаете?

Желаю, чтобы максимальное количество семей было счастливыми, ведь счастливая семья не связана диагнозом. Мы часто видим: в тот момент, когда меняется одно звено – ребёнок, который начинает вести себя совсем по-другому, или родитель, который начинает реагировать по-другому, – это влияет на весь механизм работы семьи, на весь баланс.

Поэтому я желаю, чтобы как много больше семей приходили в состояние баланса.

-3

- Света, что бы Вы пожелали другим специалистам?

Баланса и ресурса. А ещё пожелаю расширять свои способности восприятия и знания. В тот момент, когда мы, специалисты, в ресурсе, то и семья, которая приходит к нам, тоже может получить наш ресурс.