В 2022 году могут принять масштабные законодательные поправки в сфере государственно-частного партнерства, многие из которых правительство готовило еще с 2018 года.
Впрочем, новеллы вызывают опасения на рынке. За пять лет государство и бизнес так и не урегулировали спорные вопросы, касающиеся законодательных норм на рынке концессий и ГЧП. Решая одни проблемы, грядущие изменения могут вызвать новые, при этом многие наболевшие вопросы отрасли так и не затронуты в пакете поправок.
Из нового исследования можно узнать, какие изменения в 115-ФЗ, 224-ФЗ и другие законы подготовило правительство. Почему в текущем виде они скорее навредят рынку концессий и ГЧП и что сделать, чтобы этого не произошло? Какие еще вопросы волнуют игроков отрасли и требуют нормативных решений?
- По данным материалов правительства, законодательные поправки, касающиеся рынка концессий и ГЧП, позволят дополнительно привлечь в инфраструктуру до 1 трлн руб. в перспективе до 2026 года. Мы ожидаем такого и даже большего роста в сфере концессионных и ГЧП-проектов, но при действующем законодательстве. На наш взгляд, новые нормы, напротив, могут заблокировать реализацию многих инициатив и сократить объем инвестиций в этом сегменте.
- Наиболее долгожданные поправки вводят в концессионное законодательство понятия «капитальный грант», «плата концедента» и «минимальный гарантированный доход». Эти категории давно сложились в деловом обороте и судебной практике, и их появление в 115-ФЗ позволит избежать неоднозначных трактовок и возникающих на этой почве юридических споров. При этом если само закрепление в законе форм госучастия приветствуется рынком, то содержание норм в текущем виде вызывает у инвесторов опасения.
- Одна из самых резонансных новелл направлена на установление «потолка» бюджетного софинансирования капитальных затрат в концессиях на уровне 80%. Эта норма не затронет самоокупаемые проекты, но ударит по инициативам с низким коммерческим потенциалом — в сфере образования, здравоохранения, спорта, благоустройства, отдельным транспортным и другим проектам. По нашим расчетам, норма может закрыть доступ на рынок порядка 30–40 планируемым концессиям общей стоимостью до 500 млрд руб.
- Авторы поправок оставили неопределенность в части расчета платы концедента. На практике в последней учитываются доходность инвестора на вложенные собственные и заемные средства, а также его расходы на обслуживание долга. Мы считаем, что возможность концедента выделять деньги на эти цели следует прямо предусмотреть в 115-ФЗ, иначе пробел в законе с большой вероятностью повлечет многочисленные споры между публичной и частной сторонами. Также текущие поправки фактически запрещают проекты с платой за доступность — при таком платежном механизме государство берет на себя риск спроса и получает весь доход от использования объекта соглашения, а концессионеру перечисляет плату за его поддержание в надлежащем состоянии.
- Требуют доработки и другие предлагаемые поправки в законодательство. Речь идет о тех из них, что связаны с институтом особых обстоятельств, компенсацией затрат инвестора на подготовку частной инициативы, введением в закон понятия «техническое обслуживание» объекта концессии, добавлением возможности заключать соглашения в отношении объектов незавершенного строительства и других. Кроме того, мы полагаем, что многие изменения в 115-ФЗ следует отразить и в 224-ФЗ: оба закона требуют «синхронизации» друг с другом.
- На наш взгляд, законопроекты о внесении поправок в 115-ФЗ, 224-ФЗ и другие нормативные акты игнорируют многие наболевшие проблемы рынка, требующие законодательных решений. Так, в отрасли давно назрела потребность заключать трехсторонние соглашения (для этого следует отразить в законодательстве категорию множественности лиц на стороне публичного партнера), открыть доступ к концессионным проектам НПФам и так далее. Часть из более «продвинутых» норм уже содержится в 224-ФЗ, который появился на десять лет позже 115-ФЗ: правительство могло бы использовать наработки первого для развития второго (например, распространить на концессионные проекты возможность частного партнера заниматься только техническим обслуживанием объекта соглашения без его целевой эксплуатации).
- Отдельная группа поправок касается учета забалансовых обязательств государства в рамках концессий и ГЧП для повышения эффективности бюджетного планирования. Мы сомневаемся, что эта цель будет достигнута, при этом новелла с большой вероятностью усложнит инвестиционный процесс — как для государства, так и для бизнеса. На наш взгляд, соответствующую норму следует снять с рассмотрения или по крайней мере внедрять ее на уровне подзаконных актов, а не федерального закона, предварительно доработав с учетом замечаний участников рынка.
- Мы считаем, что совершенствование концессионного и ГЧП-законодательства — позитивное явление, однако в текущем виде поправки в законы, во-первых, учитывают не все проблемные аспекты работы рынка, а во-вторых, что еще более важно, наносят ущерб успешно работающим институтам. Участники отрасли активно заключают сделки, используя действующее законодательство, а изменения, которые призваны его усовершенствовать и привести в соответствие с деловой и судебной практикой, напротив, создают новые препятствия для запуска концессий и ГЧП. Мы полагаем, что поправки в их текущей редакции следует существенно доработать, в том числе чтобы избежать риска приостановки запуска значительного количества проектов — это может быть особенно болезненно с учетом нового экономического кризиса.
Читайте полную версию обзора.
Читайте другие аналитические материалы на сайте infraoneresearch.ru. Там же можно ознакомиться с аналитическим обзором InfraOne Research Quarterly «Сколько стоили деньги для инфраструктуры в конце первого квартала 2022-го?».
О том, как развита инфраструктура в российских регионах, можно узнать из аналитического обзора InfraOne Research «Инфраструктура России: индекс развития 2021» и специального проекта «Индекс развития инфраструктуры России 2021».