Какие бизнес показатели нужны генеральному и исполнительному директору, чтобы эффективно управлять компанией?
Очевидно что эти показатели связаны с прибылью, в уставе любой компании чёрным по белому написана цель общества - извлечение прибыли.
Прибыль = доход - расход.
Виды прибыли:
- Операционная ( не учтены налоги и долговые обязательства )
- Бухгалтерская ( разница между доходом компании и бух. издержками согласно российским РСБУ или международным МСФО стандартам бух. обслуживания )
- Экономическая прибыль ( остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца )
- Чистая прибыль ( это остаток выручки после вычета всех обязательных расходов
- Валовая прибыль ( показывает, сколько компания заработала на своих товарах или услугах и сколько еще может потратить на себя. Валовая прибыль похожа на балансовую, только балансовая — это весь доход до налогов, а валовая — доход до налогов и дополнительных расходов )
- Балансовая прибыль ( до налогообложения, полученная предприятием от всех видов хозяйственной деятельности (как от обычных видов деятельности, так и от прочих доходов) за определенный период и отраженная в бухгалтерской отчетности.)
Как понять сколько компания заработала? Хочется чтобы все было просто как 2х2.
Доход 10Х рублей , расход 7Х рублей, прибыль 3Х рублей.
- А если вы покупаете товар с отсрочкой у кого то 1 месяц а у кого 7 дней?
- Клиентам продаёте по предоплате 100%, другим предоплата 50% у третьих постоплата 1 месяц.
- Участвуете в тендерах, вносите плату за обеспечение, за участие, исполняете контракт и через 45 дней после подписания актов получаете оплату.
- Оплачиваете одним платежом в текущем месяце программное обеспечение, и так каждые 3 месяца, чтобы получить скидку.
- Оплачиваете рекламу в этом месяце, лиды плавно перетекают в следующий месяц, продажа тоже происходит позже или в следующем месяце.
- Ваша компания реализует более чем один товар или услугу и у каждой позиции свои поставщики и циклы сделок.
Как в такой ситуации выяснить, понять сколько компания заработала, сколько можно потратить денежных средств без ущерба для бизнеса?
Как вы уже догадались - корректно разносить по статьям доходов и расходов. В этом смысле БДР или PNL отличный вариант. Полагаю ваш бухгалтер или финансовый директор это уже делает и задержкой в 1-3 календарных месяца вы получаете корректную картину по доходам и расходам.
Ниже представлен иной подход управления компанией.
25 показателей прибыли - это данные на стыке маркетинга, финансов и производства. ( ссылка для скачивания калькулятора )
С помощью этих показателей вы сможете корректно планировать увеличение дохода и прибыли компании, выставляя конкретные планы для служб в зоне ответственности которых находится тот или иной показатель. При этом контролируя прибыль как руководитель компании а не как бухгалтер или финансист, которые в большинстве своём (без обид) не являются предпринимателями.
- В верхней части таблицы ( выделены красным цветом ) подставляете данные вашей компании.
В крайнем левом столбце ( выделено фиолетовым цветом ) планируемые усилия по изменению параметра.
В крайнем правом столбце ( темно зеленая заливка ) результат от приложенных усилий на тот или иной параметр, измеряемый в рублях.
В самой верхней части, над таблицей указана сумма дохода, сумма расходов, прибыль и рентабельность, текущая и прогнозная. Таким образом вы договариваетесь с руководителями, в чью зону ответственности входит показатель прибыли, о возможности и способах изменения параметра на 1-10%, видите какой финансовый результат это принесёт и опираясь на прогнозный результат в рублях понимаете какая сумма вложений и усилий в этот параметр экономически оправдана, а какая “ выделки не стоит”
Систематически проделывая это упражнение со своими руководителями, вы сможете мягко, но постоянно увеличивать доходы компании.
- Также во второй части таблицы указаны параметры операционных расходов (OPEX), логика работы с этой таблицей аналогична. Вам потребуется корректно разнести расходы по показателям и спланировать с руководителями, в чью зону ответственности входят эти показатели, способы изменения этих показателей на 1-10%. Так вы увеличиваете рентабельность бизнеса, изменения отразятся в графе прогноз рентабельности и прогноз прибыли.
С помощью этого калькулятора структуры прибыли, можно управлять почти любым бизнесом с уровня директора, при двух условиях.
- данные в компании корректно собираются.
- ваши руководители/специалисты умеют влиять на данные показатели.
( ссылка для скачивания калькулятора )
Суть этого подхода состоит в том чтобы мягко и непрерывно воздействовать на изменение этих показателей, договариваясь с руководителями подразделений о мероприятиях, которые способствуют развитию бизнеса. Без боли без страха!
В следующих постах буду выкладывать очевидные и неочевидные способы влияния на каждый из показателей.