Найти тему

25 показателей прибыли.

Какие бизнес показатели нужны генеральному и исполнительному директору, чтобы эффективно управлять компанией?

Очевидно что эти показатели связаны с прибылью, в уставе любой компании чёрным по белому написана цель общества - извлечение прибыли.

Прибыль = доход - расход.

Виды прибыли:

  • Операционная ( не учтены налоги и долговые обязательства )
  • Бухгалтерская ( разница между доходом компании и бух. издержками согласно российским РСБУ или международным МСФО стандартам бух. обслуживания )
  • Экономическая прибыль ( остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца )
  • Чистая прибыль ( это остаток выручки после вычета всех обязательных расходов
  • Валовая прибыль ( показывает, сколько компания заработала на своих товарах или услугах и сколько еще может потратить на себя. Валовая прибыль похожа на балансовую, только балансовая — это весь доход до налогов, а валовая — доход до налогов и дополнительных расходов )
  • Балансовая прибыль ( до налогообложения, полученная предприятием от всех видов хозяйственной деятельности (как от обычных видов деятельности, так и от прочих доходов) за определенный период и отраженная в бухгалтерской отчетности.)

Как понять сколько компания заработала? Хочется чтобы все было просто как 2х2.

Доход 10Х рублей , расход 7Х рублей, прибыль 3Х рублей.

  • А если вы покупаете товар с отсрочкой у кого то 1 месяц а у кого 7 дней?
  • Клиентам продаёте по предоплате 100%, другим предоплата 50% у третьих постоплата 1 месяц.
  • Участвуете в тендерах, вносите плату за обеспечение, за участие, исполняете контракт и через 45 дней после подписания актов получаете оплату.
  • Оплачиваете одним платежом в текущем месяце программное обеспечение, и так каждые 3 месяца, чтобы получить скидку.
  • Оплачиваете рекламу в этом месяце, лиды плавно перетекают в следующий месяц, продажа тоже происходит позже или в следующем месяце.
  • Ваша компания реализует более чем один товар или услугу и у каждой позиции свои поставщики и циклы сделок.

Как в такой ситуации выяснить, понять сколько компания заработала, сколько можно потратить денежных средств без ущерба для бизнеса?

Как вы уже догадались - корректно разносить по статьям доходов и расходов. В этом смысле БДР или PNL отличный вариант. Полагаю ваш бухгалтер или финансовый директор это уже делает и задержкой в 1-3 календарных месяца вы получаете корректную картину по доходам и расходам.

Ниже представлен иной подход управления компанией.

25 показателей прибыли - это данные на стыке маркетинга, финансов и производства. ( ссылка для скачивания калькулятора )

Калькулятор валового дохода
Калькулятор валового дохода

С помощью этих показателей вы сможете корректно планировать увеличение дохода и прибыли компании, выставляя конкретные планы для служб в зоне ответственности которых находится тот или иной показатель. При этом контролируя прибыль как руководитель компании а не как бухгалтер или финансист, которые в большинстве своём (без обид) не являются предпринимателями.

  1. В верхней части таблицы ( выделены красным цветом ) подставляете данные вашей компании.

В крайнем левом столбце ( выделено фиолетовым цветом ) планируемые усилия по изменению параметра.

В крайнем правом столбце ( темно зеленая заливка ) результат от приложенных усилий на тот или иной параметр, измеряемый в рублях.

В самой верхней части, над таблицей указана сумма дохода, сумма расходов, прибыль и рентабельность, текущая и прогнозная. Таким образом вы договариваетесь с руководителями, в чью зону ответственности входит показатель прибыли, о возможности и способах изменения параметра на 1-10%, видите какой финансовый результат это принесёт и опираясь на прогнозный результат в рублях понимаете какая сумма вложений и усилий в этот параметр экономически оправдана, а какая “ выделки не стоит”

Систематически проделывая это упражнение со своими руководителями, вы сможете мягко, но постоянно увеличивать доходы компании.

  1. Также во второй части таблицы указаны параметры операционных расходов (OPEX), логика работы с этой таблицей аналогична. Вам потребуется корректно разнести расходы по показателям и спланировать с руководителями, в чью зону ответственности входят эти показатели, способы изменения этих показателей на 1-10%. Так вы увеличиваете рентабельность бизнеса, изменения отразятся в графе прогноз рентабельности и прогноз прибыли.
Калькулятор операционных расходов
Калькулятор операционных расходов

С помощью этого калькулятора структуры прибыли, можно управлять почти любым бизнесом с уровня директора, при двух условиях.

  • данные в компании корректно собираются.
  • ваши руководители/специалисты умеют влиять на данные показатели.

( ссылка для скачивания калькулятора )

Суть этого подхода состоит в том чтобы мягко и непрерывно воздействовать на изменение этих показателей, договариваясь с руководителями подразделений о мероприятиях, которые способствуют развитию бизнеса. Без боли без страха!

В следующих постах буду выкладывать очевидные и неочевидные способы влияния на каждый из показателей.