Городская квартира — ценное имущество. Если недвижимость остается без присмотра, она тут же привлекает внимание мошенников. Расскажу, как безнадзорное жилье становится собственностью злоумышленников.
«Выморочные квартиры» — лакомый кусочек
Термином «выморочный» принято обозначать жилье, хозяева которого умерли. Если в течение полугода на такую недвижимость не находятся наследники, закон передает ее в собственность государства. Но обычно выморочная квартира долго пустует — у госслужащих и без этого полно дел. Зато мошенники не дремлют. Частенько такое жилье оформляют в собственность еще при жизни владельца. Или подделывают документы, подписывая их «задним числом».
По закону государству должны отходить квартиры умерших людей, которые проживали в них по договору социального найма или приватизированное жилье без наследников. Представьте, какая прекрасная возможность обеспечить квартирами молодые семьи и тех, кто стоит в очереди на бесплатную недвижимость. Но эта радужная схема не работает. Как только на рынке появляется бесхозное жилье, им тут же завладевают мошенники. Пассивная позиция государства обеспечивает райское житье для аферистов.
А как же суд?
Дела о «выморочных» квартирах заваливают суды и прокуратуры, но особого результата это не дает. Не так давно прокуроры Москвы обнаружили 9 квартир на одной улице, которые «при помощи» поддельных документов присвоили мошенники. Старые владельцы не успели приватизировать жилье и умерли. Суд ничего не смог с этим поделать — недвижимость давно перешла в руки других покупателей, а аферистов след простыл.
Кто успел, тот и забрал
Реальность такова: первый человек, который узнал о том, что квартира освободилась, становится его собственником. Государство просто не успевает за аферистами — у них есть связи в ЗАГСе, полиции, скорой помощи, ЖЭКах и управляющих компаниях. Каждая смерть отслеживается, и работы по присвоению жилья начинаются сразу после отбытия хозяина в мир иной.
А что же государство? Оно сковано формализмом.
Посмотрите на стандартную процедура передачи жилья в собственность:
1. Собственник умер.
2. Об этом узнал директор управляющей компании или председатель ТСЖ.
3. В течение 10 дней они должны закрыть лицевой счет и передать информацию о смерти человека в налоговую инспекцию.
4. Инспекторы проводят опись имущества.
5. Нотариус открывает дело о наследстве, по которому квартира переходит государству.
Но на деле процесс тормозится минимум на год. Почему?
Нотариусам за такую работу никто не платит, им неинтересно заниматься «выморочными» квартирами. Механизм переоформления запутан. Информация об освободившейся жилплощади в 90% случаев до нотариусов не доходит, ее перехватывают мошенники на уровне домоуправления. Многие сотрудники ЖЭКов и ТСЖ сами продают данные аферистам за процент от будущей продажи квартиры. Особо ушлые товарищи даже проводят для «черных риелторов» аукционы, на которых предлагают приобрести информацию о квартире вместе с оформлением документов.
Еще до морга не доехал, а квартиру уже продали
И такое бывает — умершего хозяина еще не похоронили, а мошенник от его имени уже проводит сделки с недвижимостью. Аферисты обычно изображают наследников или родственников скончавшихся собственников. После переоформления недвижимости на подставных лиц, злоумышленники тут же перепродают ее.
Чтобы случайно не приобрести «выморочную» недвижимость, проверьте чистоту сделки с помощью опытного адвоката или юриста. Не рискуйте – борьба с мошенниками, которые забирают бесхозное жилье, в нашем государстве практически не ведется. Поэтому будьте бдительны!