Найти тему
Русская душа

Уход от доллара, переход на рубли. Перспективы нашей внешней торговли

Ну а теперь еще раз о расчетах в рублях. В Евросоюзе идут острые хотя и скрытые споры относительно требования России производить оплату в рублях за поставки российского газа. При чем вопрос этот чисто политический. Никакого финансового ущерба предложенная Москвой система расчетов для стран Евросоюза не несет. Но политически в ЕС не хотят, как там выражаются, уступать Путину, а самые радикально- настроенные страны даже призывают ввести эмбарго на импорт российского газа и российской нефти.

Эмбарго скорее всего не пройдет. Против него выступают Австрия, Германия, Венгрия, Словакия, Италия. А вот насчет оплаты российского газа в рублях все сложнее. На днях глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала оплату за газ в рублях попыткой обхода введённых Евросоюзом санкций и пригрозила тем странам, которые согласны с такой системой расчетов, прежде всего Венгрии, карательными мерами. Так что у нас здесь по-прежнему противостояние, как и во всем другом. На других же рынках перспективы перехода на рубль выглядят неизмеримо лучше. И если говорить о странах Евразийского Экономического Союза, то доля рубля в их взаимной торговли уже превысила 2/3. При этом есть хорошие возможности для дальнейшего наращивания доли российской валюты в обменах между странами-участницами этого союза. Об этом же мы сейчас ведем переговоры с Индией и Китаем и рядом других государств.

Американцы с европейцами сами роют могилу своим валютам. Решение заморозить российские валютные активы в западных банках попахивает рэкетом и напоминает о наших лихих 90-х. Но этим еще было продемонстрировано насколько ненадёжны вложения в евро и доллары. В один миг, если вдруг ты решил следовать своим курсом, который сильно не понравился Вашингтону и Брюсселю, эти накопления могут превратиться в пыль, в черепки, как в сказке про "Золотую антилопу". И кому такое понравится? Факт замораживания, а фактически конфискации большей части международных резервов Российской Федерации означает, что вот эти самые валюты - доллар, евро, британский фунт, японская йена и тому подобное - это токсичные валюты и такое восприятие этих валют не только со стороны России, но и со стороны тех стран, которые не вошли в список недружественных государств.

В итоге, в условиях новой холодной войны, развязной Западом, многие начали задумываться о том, какая валюта может стать альтернативой доллару. К тому же он слабеет и причины тому известны. Вот высказывание заместителя директора распорядителя МВФ Гиты Гопинат:

Антироссийские санкции ведут к ослаблению доллара.

В этой ситуации перед рублем открываются неплохие перспективы. Если разобраться, список стран, которые во внешнеторговой деятельности либо частично, либо полностью могут перейти на рубли, весьма велик. Начнем с Европы, чтобы сразу о ней не забыть, потому что вовсе не в ней лежат перспективы для российского рубля, а в совсем в других частях света. В конце марта Владимир Путин предложил европейским контрагентам оплачивать в рублях поставки российского газа. Это вызвало настоящую истерику в Брюсселе, Лондоне, Берлине, которые наотрез отказались переходить на рубли. Однако, к примеру, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сказал что у Будапешта с этим нет проблем. Надо в рублях, заплатим в рублях. А премьер-министр Словакии не исключил возможности покупки за рубли российского газа. Возможно, к этому списку примкнет и Сербия.

Но если для Европы торговля в рублях - это экзотика, то для стран ЕАЭС уже норма. Уже сейчас доля рубля в торговле России со странами Евразийского Экономического Союза превышает 2/3. С Белоруссией-82%, с Казахстаном-63%, с Киргизией- 58%.

Страны ЕАЭС представляют друг другу энергоносители, сельхоз продукцию, продукты металлургии и химической промышленности, и многое-многое другое.

В принципе, учитывая торговое сальдо, учитывая трудовых мигрантов, полностью на расчеты за рубли мы можем перейти не только с Беларусью, Казахстаном и Узбекистаном, ну и конечно с республиками, которые от нас полностью зависят через трудовых мигрантов. Это Таджикистан и Киргизия. Возможно, в рамках евразийской интеграции, можно будет рассматривать рубль, как единую европейскую валюту. Самый крупный наш торговый партнер по экспорту и импорту Китай. Товарооборот в прошлом году побил все рекорды и превысил 146 миллиардов долларов. И до новых западных санкций в отношении Москвы, Китай и Россия стремились постепенно уйти от доллара в расчетах. Доля рублей и юаней достигла 10%. Теперь же представился хороший шанс увеличить ее в разы.

Вес рубля в глазах китайцев стремительно улучшается. Совершенно понятно, что вот эта доля в рублях и юанях будет увеличена в 2-3 раза, то есть, эти 10% превратятся в 30-35%. При этом произойдет это очень скоро.

Ситуация в перспективе может походить на так называемый эффект домино, когда одна из стран в том или ином регионе, начнёт использовать рубль в товарообороте. Ее примеру последуют и другие. Таким образом, использование рублей в расчетах с Китаем может сподвигнуть страны Юго-Восточной Азии пойти по тому же пути.

Нашим крупным торговым партнером является и Индия. И вот стало известно, что Россия создает отдельную систему расчетов с Индией в рублях и рупиях. Китай, Индия и Россия входят в группу "БРИКС", в которой также состоят Южная Африка и Бразилия. Некоторые эксперты пророчат рублю в этой группе большое будущее. Эта группа, которую мы называем "БРИКС", может вырасти до 10-15 стран. Вот это и будут те страны, с которыми мы должны договариваться по рублю. Ряд стран могут перейти в торговых отношениях на рубли по политическим соображениям. Это Куба и Венесуэла, где помнят и ценят поддержку России, когда запад пытался устроить там переворот, а также Сирия. Об этом сообщил уже посол Сирии в России Риад Хаддад:

Сирия первой призвала мир отказаться от гегемонии доллара, потому что он является основным инструментом в гегемонии США над мировой экономической системой, с 2011 года Сирия добавила российский рубль и китайский юань в свой валютный портфель.

Вспомним еще и Иран, который вот уже несколько десятков лет живет под санкциями и постепенно вырабатывает от них иммунитет. Рубль может стать привлекательным для Египта и Турции. Турция может начать внешнеторговые расчеты в рублях, потому что у нас очень очень крепкие внешние экономические связи от экспорта энергоносителей, оружия, зерна и даже мороженого. Ну и, конечно наши туристы едут в Турцию. Турецкая экономика очень сильно зависит от туризма и они делают все, чтобы наши туристы поехали именно к ним. Господин Эрдоган умеет считать деньги. Он тоже уже предлагал расчеты в лирах и в российских рублях во внешней торговле. К этой идее мы можем вернуться.

По оценкам экономистов, профицит внешней торговли России может составить в этом году рекордные 200 - 300 миллиардов долларов. Все из-за того, что энергоносители дорожают. Цена газа по сравнению с прошлым годом выросла в шесть раз. Но что делать со всеми этими миллиардами евро и долларов, если коллективный Запад почти ничего не хочет нам продавать? Вывод один: в нашем международном товарообороте их можно заменить на другие валюты.

Итак, потенциально, если мягко, но настойчиво продвигать российскую валюту, то в рублевую зону могут войти Китай, Индия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Иран, Турция, Египет, Сирия, Сербия, Куба, Венесуэла. Это более трети населения всей планеты. И это только на первых порах, но этого достаточно для начала заката той валютно-финансовой системы, которая построена на долларе и его сателлитах.