Дети, как и взрослые, постоянно чего-то хотят: новую игрушку, велосипед, собачку или хомячка. Этот процесс переключения на новые объекты желания никогда не прекращается. Но некоторые желания приобретают весьма острую форму. Ребенок буквально фиксируется на каком-то желании, начинает им жить... и практически лишает покоя родителей.
Некоторые желания ребенка удовлетворить легко (выйти на прогулку, пойти на горку), некоторые забываются, вытесненные новыми. А некоторые... Они либо невозможны либо крайне нежелательны. И тут возникает привычное "НЕЛЬЗЯ. НЕТ!" Часто запрет действует.
Но иногда он запускает болезненное состояние ребенка и его конфликт с взрослым. Ребенок начинает сопротивляться запрету вырабатывает различные стратегии давления на взрослого, превращая жизнь последнего в кошмар. Нередко взрослые уже проходили через это. Уступая ребенку, они быстро убеждались в своей правоте: они покупали дорогостоящую игрушку, которая была сломана через час; дарили гаджет, который даже ниразу не использовался...
Поэтому многие родители нуждаются в понимании, как себя вести в ситуации, когда надо настоять на отказе и вместе с тем успокоить ребенка.
Самое интересное, что способы есть. Одним из таких уникальных средств давно стала мегапопулярная в мире серия книг-игр Мо Виллемса про Голубя.
Первая книга серии:
НЕ ДАВАЙ ГОЛУБЮ ВОДИТЬ АВТОБУС.
Итак, у Голубя непреодлимое желание - поводить автобус. Водитель автобуса ему не разрешает. Но вот он уходит, и у Голубя появляется шанс. Правда. перед уходом, водитель просит читателя не давать Голубю водить автобус. На все реплики Голубя читатель должен отвечать "Нет!"
С этого момента и начинается игра. Ваш ребенок, у которого есть свои страстные хотелки оказывается в ситуации, где не ему запрещают, а он должен запрещать. Происходит смена позиции. Ребенок должен почувствовать себя в роли того, кто отказывает.
"Нет!"
На самом деле это весело. Увидеть, как другой канючит. И не только канючит. Но придумывает много других ходов.
Мо Виллемс практически предлагает познакомиться ребенку и его родителю со всеми возможными стратегиями убеждения и давления на родителей, которые применяют дети.
Получая отказ, дети могут дойти (и часто доходят) до истерики.
Здесь важно проявить стойкость, пережить это. Ребенку, который играет в эту игру с книгой, может быть не просто не уступить Голубю. Ведь Мо Виллемс очень точно передает не только слова, но и позы, жесты и выражение лица (у Голубя в книге есть весьма симпатичное лицо). Взрослый должен подсказать ребенку, если тот вздумает согласиться с Голубем, что в этой игре важно твердо говорить "Нет!" Если же вдруг ребенку хотелось сказать "Да!", то нужно остановиться и разобрать ситуацию с ребенком. Узнать, что в поведении. позе, словах Голубя побудило ребенка уступить. А также напомнить, в чем заключается игра и почему надо говорить "Нет!", почему на самом деле Голубю нельзя дать водить автобус.
Ребенок должен осознать всю ситуацию в целом:
- что является предметом желания
- почему это нельзя разрешать
- какие способы убеждения и давления использует тот у кого "хотелки"
- что он говорит, какие позы и жесты использует
- каково выражение лица у него при этом
- как нарастает его давление вплоть до истерики
- почему весь шквал давления нужно перенести стойко.
Когда ребенок поймет всю ситуацию, можно с ним разобрать его собственные желания и постараться услышать от него, почему это не стоит выполнить. А что если бы это захотел бы Голубь? Как бы ты сказал "Нет!" и поему?
Но надо помнить, что ни в коем случае нельзя просто задавить, "сломать" ребенка отказами. Нужно почувствовать эту грань. Поэтому Мо Виллемс делает в конце книги гениальный ход. Стоит поникший Голубь, который говрит сам себе: "Значит, мне никогда не удастся поводить автобус?" И тут проезжает мимо новый мощный грузовик, и Голубь радостно окликает его водителя: "Эй!"
То есть после отказа, взрослый должен заменить то, в чем был отказ, чем-то интересным для ребенка и родителя - переключить на другой объект.
Книги Мо Виллеса о Голубе сегодня - лучшие книги о детских хотелках и о развитии детских эмоций. Недаром по ним поставлены спектакли, а сами они продаются миллионными тиражами.