Найти в Дзене

Просто о спросе и предложении

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели!

План урока
План урока

Сегодня мы узнаем о том, что такое спрос, предложение, равновесная цена, и какие факторы на них влияют.

Предложение и факторы, влияющие на него

Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Простыми словами, это товары, которое есть в продаже в данный момент по текущим ценам. Производители могут поставлять на продажу меньше продукции по разным причинам, например:

  • Из-за экономического кризиса выросли цены на сырье, поэтому завод производит меньше продукции;
  • Из-за сильной засухи получилось меньше урожая, чем ожидалось;
  • Из-за введения эмбарго на ввоз в какую-то страну пшеницы в ней стали производить меньше хлеба.

Повыситься предложение может, если открываются новые заводы, появляются новые технологии, облегчающие процесс производства и т.д. Но есть и, так называемый, «закон предложения»:

Повышение цен ведет к повышению предложения, а понижение цен – к уменьшению предложения.

Спрос и факторы спроса

Спрос – это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.

На спрос влияют ценовые и неценовые факторы. С ценовыми всё просто: чем выше цена товара, тем меньше потребители хотят его покупать. Чем ниже цена – тем активнее его берут. Это по-другому называется «законом спроса».

А неценовые факторы – то, что не зависит от стоимости товара. Примеры таких факторов:

  • Мода. Несколько лет назад спинеры были в моде, их активно покупали. Но сейчас они не в моде, вместо них высок спрос на поп-иты.
  • Доходы населения. Какой бы ни была цена, если в каком-то регионе низкие зарплаты, то покупать люди станут меньше.
  • Цены на сопряженные товары. Допустим вы накопили деньги на свой первый iPhone. Но вместе с ним придется по немаленькой цене купить зарядку, наушники, фирменное стекло и чехол (ведь вы хотите, чтобы все было как надо), подписку на iCloud. Эти дополнительные вложения снижают желание купить такой товар.
  • Традиции. В канун Пасхи растет спрос на яйца, красители, куличи.
  • Сезонность. Летом растет спрос на купальники, а зимой – на теплые варежки.

Равновесная цена

Равновесная цена – это компромисс между желаниями продавца и покупателей. Это та цена, за которую покупатель готов купить определенное количество товара, а продавцу не жалко за нее отдать это количество товара.

  • Допустим, покупатели не готовы покупать килограмм бананов за 200 рублей, хотя продавец был бы счастлив продавать их именно по этой цене.
  • Зато по 15 рублей за килограмм все бы с радостью купили бананы, да вот продавцу такой расклад не по нраву.
  • А вот 80 рублей за килограмм – это та цена, которую не покупатели еще готовы платить, а продавец не будет работать себе в убыток.

А в следующем материале мы научимся решать экономические задачки с графиками.

#простообэкономике