С точки зрения обороноспособности, микроэлектроника является чуть ли не самым главным приоритетом. Это всё «умное» оружие, интеллектуальные системы управления, средства наблюдения, спутники и многое-многое другое. Как известно, в России с этим направлением были особые проблемы, но сейчас, судя по всему, наша страна станет одной из первых, кто сбрасывает «оковы», выставленные Западом.
Приветствую на канале!
Проблема для нас не особо-то и нова и лежит ещё в 90-х, когда всю микроэлектронную индустрию, можно сказать, «гасили» как только возможно. По итогу лишь в оборонке, да и то не везде, была наша «начинка», за исключением одной детальки – микропроцессора. Их производство осуществлялось тайваньской TSMC – мировым лидером в этой сфере, у которого и заказывают все остальные игроки. Как мы знаем, островная корпорация прекратила сотрудничество с Россией, а значит и поток условно наших процессоров полностью остановился – все критические элементы инфраструктуры, а также оборонка, теперь в подвешенном состоянии и находятся в срочном поиске альтернатив, ведь без них остановится фактически всё. Пока что работает то, что имеется, плюс какие-то запасы и полурешения в виде параллельного импорта, так что критически ничего страшного не произошло, но это не касается среднесрочной перспективы. Пожалуй, из всех санкций, эта – одна из самых хороших. Почему? Да всё просто – она введена ровно тогда, когда у нас уже запущены все процессы замещения и страна по-настоящему готова к такому развитию событий. Строго говоря – это очередной «пинок», придавший невероятную скорость в принятии критически важных решений обороноспособности государства и технологической независимости в столь важной сфере.
Проблема, с которой столкнулась Россия, колоссальных масштабов – это не просто создать процессор и запустить его в производство, нет. Даже американцы, при своих инвестициях, не могут позволить полную микроэлектронную независимость. Всё дело в существующей схеме по производству процессоров – есть такая нидерландская фирма под названием ASML и занимается она производством тех самых станков под производство процессоров, именуемые литографами. Фирма занимает почти 90 процентов рынка, что говорит о практически полной монополии – без ASML встанет всё производство процессоров в мире и от одной лишь этой корпорации зависит очень и очень многое. Заместить её не получилось ни у кого - даже главные конкуренты, в лице японских Canon и Nikon, далеко позади и «отгрызть» куски от лидера вряд ли смогут (пополам они делят примерно 14 процентов рынка). Иными словами, чтобы Россия смогла нивелировать возникшую у нас проблему, надо каким-то образом создать свой аналог ASML и TSMC одновременно, без помощи посредников и расчёта на глобализацию, где тебе могут продать что угодно, что ты делать сам не умеешь – это архисложная задача, но к ней готовились.
Буквально на днях опубликована довольно интересная и очень интригующая концепция развития российской электроники до 2030 года, которая, фактически, нацелена на полную независимость от Запада и любых цепочек поставки из-за рубежа. Иными словами, наконец-то, микроэлектроника возвращается в Россию, но уже на уровне масштабных госпрограмм, которые явно готовились заранее. Что крайне интересно, так это планы по запуску первых отечественных процессоров на территории России нашим же оборудованием уже к концу этого года, но правда по 90-нм техпроцессу, в то время как «топовые» западные решения уже переходят на 3-нм. Но это первый шаг и для критически важных слоёв управления, и уж тем более оборонки, этого хватит за глаза. Вторая задача – максимально снизить отставание и начать создавать процессоры, способные конкурировать с современными решениями. Так, к 2030 году планируется запустить производство уже по 28-нм техпроцессу, что всё равно отстаёт, но не так критично и вполне работоспособно. И здесь у нас есть подвижки – ещё осенью «всплыла» исследовательская работа, суть которой создание литографа, способного производить процессоры по 28-16-нм техпроцессу, и это уже серьёзный показатель. Как пишут знающие люди, через 3 года у нас будет прототип такого станка и это уже не просто прорыв – это колоссальный шаг, ведь Россия за несколько лет планирует сделать то, что Запад, со всеми бонусами глобализации, совершил за два десятилетия.
Стоит отметить, что по результатам этой программы, наша страна станет второй после Китая, которая смогла на своей территории сконцентрировать все элементы производства микроэлектроники, в частности процессоров. И, что немаловажно, это наличие станкостроения под это дело, чего на данный момент нет даже у американцев – такие мега корпорации, как Intel или всем известный Apple целиком и полностью зависят от нидерландской ASML и случись с ним что все западные и европейские технологические гиганты банально встанут.