Уплотнения валов были изобретены человечеством намного раньше, чем стальные подшипники. С момента появления колесного транспорта и паровых механизмов инженеры с помощью колец из кожи, пакли и других природных материалов пытались предотвратить утечку смазки из различных вращающихся и качающихся узлов и попадание в них грязи и пыли.
Позже в промышленности, в сельском хозяйстве и на транспорте появились первые насосы, где требовалось предотвращать утечку перекачиваемой жидкости через зазор между вращающимся валом и неподвижным корпусом насоса. Здесь также пригодились первые примитивные уплотнения.
Чтобы уплотнения вала хорошо выполняли свои функции, они должны как можно более плотно обхватывать вал, при этом создавая минимальные помехи его вращению. Сочетание этих противоречивых требований привело к тому, что конструкции уплотнений постоянно совершенствуются. Производители постоянно ищут новые материалы и технические решения, чтобы продлить срок службы и сократить трение.
В современной линейке уплотнений для валов можно проследить все этапы развития этого типа комплектующих.
Начнем с самых простых и экономичных уплотнений вала – Ви-образных колец. Это резиновые безнапорные уплотнения имеют характерный профиль в виде латинской буквы Ви. Они просты в установке и очень компактны. Хорошо защищают от пыли, грязи, смазки, масла или брызг воды даже при высокой шероховатости поверхности вала или наличии небольшой эксцентричности и угловых отклонений.
Например, компания Фройденберг Силинг Технолоджиз выпускает четыре типа Ви-образных уплотнений с разными размерами профиля и допусками по биению вала. При этом один размер Ви-образного кольца можно использовать для валов с несколькими стандартными диаметрами.
Следующий уровень сложности - это радиальные уплотнения линейки Simmerring. Именно с их выпуска в 1926 году началась история успеха Фройденберг.
Такие уплотнения имеют стальное армирование с латексным покрытием и кольцевую спиральную пружину, задача которой – прижимать эластичную кромку к вращающемуся валу.
Фройденберг выпускает множество модификаций уплотнений Simmering для разных рабочих давлений и скоростей вращения. Для экстремальных условий и высоких температур выпускаются уплотнения Simmering, в которых армирование и пружина сделаны из нержавеющей стали, а кромка выполнена из тефлона.
Модульные уплотнения – это те же стандартные уплотнения Simmerring в сочетании с внутренним буферным уплотнением с синусоидальной кромкой. Эта линейка отличается более эффективной защитой от пыли. Она предназначается для работы в промышленных трансмиссиях и коробках передач, а также в сельскохозяйственной и строительной технике.
Фройденберг выпускает варианты модульных уплотнений с подпружиненной рабочей кромкой, а также с кромкой с нарезным ребром без пружины. Для особо пыльных условий работы есть версия с дополнительной защитной кромкой и специальной смазкой между рабочей и защитной кромками.
Комбинированные уплотнения – еще один конструктивно сложный тип уплотнений вала. Они состоят из двух-трех и более элементов для защиты от сильных загрязнений.
В линейке от Фройденберг Силинг Технолоджис шесть типов комбинированных уплотнений Combiс двумя кольцевыми пружинами и дополнительными одной, двумя или тремя кромками.
Кассетные уплотнения – это, пожалуй, самый сложный тип уплотнений! Они состоят из радиального уплотнения Simmmerring и встроенной втулки скольжения, которая неподвижно фиксируется на валу. Между ними образовано лабиринтное уплотнение с несколькими кромками для защиты от чрезвычайно высоких концентраций пыли и грязи. То есть это фактически гибкий подшипник скольжения, изготовленный из полимеров!
Фройденберг выпускает 4 типа кассетных уплотнений для разных скоростей вращения вала. Такие кассетные уплотнения часто применяются в сельскохозяйственной технике. Например, в ступицах и карданных валах тракторов и комбайнах, молотилках, боронах и сеялках. Также это частое решение для импортной строительной техники – дорожных катков, экскаваторов, автопогрузчиков, бетономешалок.
Стоит отметить, что ранее эти линейки радиальных уплотнений вала были известны российским потребителям под брендом Simrit. Но после ребрендинга 2015 года все типы уплотнений продаются под единым брендом Фройденберг Силинг Технолоджис (FST).
Остались вопросы по уплотнениям валов – обращайтесь к специалистам Подшипник.ру!
А также рекомендуем вам подписаться на наш youtube канал
Наш канал в телеграме: https://t.me/PodshipnikRU_official