Чем ближе компания к банкротству, тем выше вероятность судебного разбирательства, которое начинают кредиторы. Однако не стоит спешить хоронить собственное дело, начните своевременно использовать меры по предупреждению. Главное — начать действовать до суда. Иначе пострадает репутация компании, и возрастут риски потери всех активов.
Причины банкротства
Основная причина банкротства — невозможность выполнять обязательства по кредитным платежам. То есть расходы превысила доходы. Довольно часто такая ситуация возникает не из-за неправильных действий руководства или отсутствия спроса на услуги или товары, а в связи с мировыми событиями.
Инициируют банкротство — кредиторы. Но данный способ ликвидации предприятия возможно только при наличии задолженности свыше 300 тысяч рублей, которая копилась на протяжении трех месяцев.
В России после локдауна, которые были введен из-за эпидемиологической обстановки в стране, закрылось порядка 30 % компаний. Это при том, что был введен мораторий на банкротство для некоторых отраслей.
И при моратории гостиницы, рестораны и кафе открылись не все. А теперь предприятиям, которые только пережили пандемию, сумели открыться на последние деньги, придется искать товары для импортозамещения. Тоже достаточно сложная ситуация. Но торопиться с выводами и становиться банкротом, не рекомендуется. Есть несколько способов, которые позволят вам вернуть фирме финансовую состоятельность.
Существуют внешние факторы, которые могут повлиять на финансовое состояние компании:
- Кризис в стране и в мире. Рост цен на товары, используемые для производства, увеличивается, а стоимость продукции снижается или имеет определенный критерий, который нельзя выставлять выше. В итоге предприятие не получает доход, бизнес нерентабельный. В данном случае применяются антикризисные меры, но гарантировать то, что предприятие удержится на плаву никто не может.
- Демография. Население страны и мира сокращается, доходы у людей не увеличиваются. Поэтому спрос минимален или сведен к нулю.
- Конкуренция. При появлении новых технологий компании-конкуренты стараются снизить стоимость аналогичной продукции. Эти фирмы дают большой объем, возможно, качество не имеет таких показателей, но продукция подходит под требования потребителя, а значит покупается охотнее. Кроме этого, стоит отметить, что низкая стоимость обусловлена большими объемами производства и распределением продукции не только по городу или региону, но и по всей стране, за рубеж.
- Изменения в государственной политике. В связи с последними событиями часто возникает вопрос, что делать, если товары доставлялись из-за границы, если товары отправлялись для продажи в другие страны. Предпринимателям приходится искать новые возможности для осуществления деятельности. С некоторыми странами изменено авиасообщение, где-то закрыт импорт товаров с других стран. Тут стоит только искать новых потребителей или ликвидировать компанию, в связи с ненужностью производимого продукта. Или перепрофилировать, на новое направление, которое позволит в короткие сроки получить максимальную прибыль и вывести предприятие на уровень доходности.
На неплатежеспособность могут повлиять и внутреннее факторы, среди которых:
- Потеря капитала. Возникает при неправильном инвестировании денежных средств фирмы.
- Внедрение новых технологий и оборудования. Это обязательный пункт, который повышает производительность, качество. Кроме смены оборудования важно переучить специалистов, что тоже требует затрат.
- Большие объемы выпуска товара. Если продукция не продается, то весь капитал лежит на складе, что приводит к неплатежеспособности.
- Неэффективность использования производственного ресурса, неизбежно приводящая к подорожанию.
- Большое количество займов и привлечения кредитных средств. которые выплачивать нет возможностей.
- Сотрудничество с неплатежеспособными или нечестными партнерами. Если товар выдается в кредит, а компании не торопятся выплачивать задолженность, на предприятии проходит недостаток денежных средств, которые сначала беруться из займов, имеющихся активов, а уже потом приводят к банкротству.
Могут быть и другие внешние и внутренние факторы, которые влияют на неплатежеспособность компании или физического лица. Совокупность внешних и внутренних факторов практически всегда приводит к тому, что попытки восстановить стабильное финансовое состояние не приносят желаемого результата.
Виды риска банкротства
Выделяются несколько типов рисков банкротства компании:
- Отраслевые. Влияют на спрос и ценовую политику. Зависят от изменений на рынке. Возможно ограничения со стороны государственной власти в установлении цены выше критерия.
- Региональные. Зависят от региона, то есть являются незащищенной инфраструктурой. Возможно используются не все мощности предприятия.
- Макроэкономические. Это те, которые не зависят от деятельности компании. Они вызваны инфляцией, ростом процентов по кредитам, нестабильностью на рынке, ростом налогов и пр.
В некоторых случаях, банкротство — единственно верный способ, который позволяет избавиться от долгов, путем продажи всех активов и имущества, записанного на фирму. В период проведения процедуры не начисляются проценты и пени, штрафы.
Если рассматривать банкротство со стороны работников, то это негативный фактор, который лишает единственного заработка.
Когда применять меры предотвращения банкротства
Меры для предупреждения банкротства нужно применять заранее, то есть до наступления критической ситуации. Но, к сожалению, не каждый бизнесмен способен оценить риски и увидеть ту самую точку невозврата. И рассказать общий план невозможно, каждый случай индивидуален и их стоит рассматривать по отдельности.
В крупных компаниях риски отслеживает экономист, он проверяет состояние дел и заранее предупреждает руководство. Но такого специалиста каждая компания позволить просто не может. В этом случае оценить риски можно самостоятельно при помощи диагностических методов финансового управления.
Кроме этого, предпринимателю стоит обратить внимание на сигналы, которые предшествуют банкротству:
- периодическая задержка зарплаты и оплаты кредитов;
- нет планируемых результатов по прибыли;
- расходы превышают доходы уже несколько месяцев, хотя по плану.
Показатели платежеспособности
При анализе платежеспособности рассчитываются следующие показатели:
- Абсолютная ликвидность. Данный коэффициент показывает, насколько компания готова справляться с имеющимися задолженностями. Является отношением всех средств, имеющихся на счетах предприятия к суммам задолженностей по всем кредитным платежам и обязательствам.
- Текущая ликвидность. Этот коэффициент рассчитывается идентично верхнему показателю, но тут важно учитывать не только кредитные обязательства, но и краткосрочные займы. Данный показатель указывает на возможность оплачивать по всем обязательствам в данный момент.
- Коэффициент обеспеченности обязательств компании активами. Рассчитывается как отношение ликвидных и внеоборотных активов к обязательствам.
- Платежеспособность. Показывает, насколько компания способна вносить все ежемесячные платежи. Для расчета используется выручка за несколько месяцев, как средний показатель. И все суммы задолженностей, которые необходимо выплачивать и с какой периодичностью.
Показатели финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость показывает, насколько стабильно предприятие с точки зрения долгосрочной перспективы. Здесь учитывается как финансовая структура самой компании, так и ее зависимость от кредиторов и сторонних инвестиций. В процессе рассчитываются такие показатели, как:
- Коэффициент автономии – часть активов, которые должник обеспечивает с помощью собственных средств. Коэффициент можно рассчитать, как отношение собственных средств к сумме совокупных активов.
- Коэффициент обеспеченности оборотными средствами. Показывает, насколько хорошо компания обеспечена собственными оборотными средствами. Это один из основных показателей финансовой устойчивости, который рассчитывается следующим образом:
Принято считать, что внеоборотные активы, как самые низколиквидные из всех, должны иметь финансирование из собственного капитала, как самого устойчивого источника. Оставшейся части собственного капитала должно хватить для финансирования текущей деятельности.
Показатели деловой активности
С помощью показателей деловой активности можно оценить, насколько эффективно и рационально компания распоряжается собственными ресурсами, и не находится ли она на прямом пути к банкротству. В процессе анализа рассчитываются следующие коэффициенты:
- Рентабельность активов – показатель для оценки использования имущества организации и квалификации управляющего персонала. Коэффициент рассчитывается в процентах как отношение чистой прибыли или чистого убытка к совокупным активам предприятия.
- Норма чистой прибыли – показатель, характеризующий доходность основной деятельности фирмы. Рассчитывается как отношение к чистой прибыли к выручке от реализации.
Предупреждение риска
Компания не всегда может справиться с причинами банкротства. В современной рыночной экономике существует несколько основных способов его предотвращения. В первую очередь, это:
- Распределение риска. Ответственность за рыночную ситуацию в равной степени несут и покупатель и продавец. Убыток перекладывается на ту сторону, от которой зависит наиболее опасный фактор.
- Страхование риска. Одним из способов предотвратить банкротство является хеджирование – страховка цены товара от чрезмерных скачков. Благодаря этом минимизируется возможность неконтролируемого роста цен для предприятия и покупателя.
- Резервирование средств. Это важный, а главное необходимый фонд. Он должен образовываться в самом начале открытия предприятия и стабильно пополняться. Эти денежные средства используются , когда нет возможности взять деньги из оборота компании. Важно, фонд нужно пополнять. Он необходим при такой экономической обстановке в стране и во всем мире.
Как предотвратить несостоятельность
Любая крупная компания точно знает, как действовать в подобных ситуациях. У них разработан план, который способствует благотворному исходу событий. Предпринимателям и небольшим фирмам приходится действовать наугад. Также можно попробовать несколько стратегий, который позволят решить проблемы:
- Экстраполирование. Необходимо изучить внешние и внутренние факторы, понять, от чего можно отказаться на время, а из какого направления, наоборот забрать. Из недостатков метода — кратковременный способ. Его нельзя предугадать на длительное время, можно только решить проблему сейчас, чтобы удержаться на плаву.
- К примеру, сеть кафе. Расширение было запланировано на май 2022 года. Но из-за несостоятельности компании, это невозможно. Все ресурсы вкладываются в имеющиеся кафе, которые требуют поддержки. А расширение может подождать пару лет, в зависимости от ситуации.
- Оценка экспертов. К этому способу прибегают крупные компании, которые хотят получить долгосрочный прогноз. Собирается команда специалистов, которые проводят оценку, изучают документы и помогают составить план на несколько лет вперед, предлагая меры.
- Моделирование. Автоматизированный анализ, при помощи которого можно сделать выводы, как управлять развитием бизнеса в тяжелой ситуации для фирмы.
Эти стратегии позволят вам не упустить момент и своевременно провести проверку компании, исследуя все нюансы.
Меры по предупреждению развала фирмы
Меры, которые позволяют предупредить развал компании, регламентируются статьей Федерального Закона номер 127 “О банкротстве”. Но действия не конкретизируются, в законе указываются информация досудебной санации.
Каждый предприниматель должен сам выбрать меры, которые предупредят ликвидацию и способствуют росту платежеспособности. Стоит учитывать, что кроме платежеспособности должны увеличиваться ресурсы и сокращалась задолженность.
Наемный глава фирмы консультирует, выявляет риски и может давать советы, которые позволяют избежать критического состояния. Стоит обратить внимание, он не обязан этого делать, поэтому никакой ответственности не несет.
Распоряжения антикризисного специалиста нужно выполнять незамедлительно. Среди распоряжений может быть увольнение.ю Это грязная работа, но спорить категорически запрещено! Долго думать также нельзя, это грозит ликвидации компании.
Антикризисный менеджер управляет компанией указанные сроки. Основная задача специалиста — найти дополнительные источники финансов и сохранить рентабельность. Чтобы достичь поставленных целей часто:
- реструктурируется задолженность у кредиторов;
- сокращаются производственные издержки;
- сокращается штат сотрудников.
Контроль долгов
Создаются специальные таблицы, в которых указываются краткосрочные кредиты и займы. Они являются первостепенными к исполнению, чтобы избежать штрафных санкций и других негативных последствий. Строго соблюдаются сроки платежей.
Контроль дебиторов
Взаимоотношения с дебиторами — самая сложная, а иногда длительная процедура, которая дает возможность вернуть часть денежных средств в компанию. Для возврата задолженности в фирму:
- рассылаются уведомления на электронную почту;
- совершаются звонки;
- обращаются в суд с иском, взыскать задолженность по договору.
Все данные систематизируются в таблице и позволяют отслеживать дебиторские задолженности.
Оптимизация компании
После системного анализа управленческих связей на всех уровнях, предприниматель начинает экономить на всем. В эту меру входят:
- сокращения штата до минимального;
- закрытие филиалов;
- распределение работы между оставшимися сотрудниками.
Если говорить простыми языком, то всех с подряд увольнять не нужно. Квалифицированные специалисты остаются на предприятии, но с урезанием заработной платы или с лишением премии. Это временные меры, которые позволяют стабилизировать состояние фирмы.
Также в данном пункте, предприниматель должен отказаться от собственной заработной платы в пользу других сотрудников, чтобы сохранить необходимый штат и продержаться на плаву.
Экономия происходит на всех уровнях, начиная с руководства и заканчивая обслуживающим персоналом, который временно может не потребоваться.
Определяется ликвидность бизнеса
Руководитель анализирует имеющиеся у предприятия активы:
- недвижимость;
- имущество.
После составления полного списка, стоит понимать, какой из активов можно продать, чтобы выйти из ситуации и вернуться к нормальной работе. Тут также можно обратиться к пункту выше, который призывает экономить на всем. То есть, откажитесь от ненужного балласта.
Например, у вас транспортная компания. На балансе предприятия числится 10 автомобилей. В связи с тяжелым финансовым положением, вы уволили трех сотрудников. Заказов не хватает, чтобы обеспечить все автомобили. В этом случае можно автомобили, которые простаивают, продать и погасить задолженность.
Поиск займа или инвестора
Процент кредитования достаточно высок. Но этот способ стоит рассматривать, как один из самых перспективных. Банк может одобрить необходимую денежную сумму при следующих условиях:
- высокая процентная ставка, возможно сумма немного меньше запрошенной;
- субсидирование, если компания подходит под государственную программу.
В связи с текущим состоянием дело в стране государство дает помощь для бизнеса, который работает для импортозамещения, в сельском хозяйстве и пр.
Если с кредитом не получается, найдите инвестора, который согласиться вложить большую сумму в ваш бизнес под определенный процент с выручки или с полным возвратом через какой-либо промежуток времени.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
- При возможности реструктуризация кредита. Это позволит снизить долговую нагрузку, процент или ежемесячную сумму.
- Переход на другой режим налогообложения. При небольшом бизнесе, как вариант, самозанятость.
- Продажа балласта, который простаивает.
- Смена помещения на бюджетный вариант, если это не зависит от клиентов.
- Сокращения штата сотрудников.
- Корректировка заработной платы в меньшую сторону.
То есть все меры, которые указаны выше, дают возможность привлечь дополнительные средства в оборот компании.
Дополнительно
Перед принятием каких-либо мер, важно определить причины, почему компания оказалась в таком положении. Таких причин может быть множество:
- Долги покупателей. Например, фирма отгружает товар в кредит, а клиенты несвоевременно выплачивают по договору. В этом случае первое, что стоит сделать, отказаться от поставок товаров в кредит, получая сначала оплату.
- Товар не отвечает всем требованиям в связи с нововведениями, технологиями и пр. Можно привлечь средства со стороны для модернизации производства.
- Отсутствуют продукты, которые необходимы для производства в связи с последними ситуациями. Нужно сокращать штат временно, не отказываясь от квалифицированных специалистов и искать импортозамещение. Подать заявку на предприятия, которые этим занимаются.
- Нет спроса. Это тоже достаточно частое явление, которое может быть временным, а может постоянным. Необходимо проанализировать продукт, сделать выводы по качеству и стоимости.
- и пр.
Порядок действий каждый раз определяется индивидуально. Он зависит от причины, необходимой суммы, масштабности компании, которая попала в тяжелое положение.
Еще раз повторимся, что все это нужно делать до суда. Когда заявление на банкротство будет в суде, выполнять эти действия уже поздно.
Подведем итоги
Предотвращать банкротство не только можно, но и нужно. Имеется определенный ряд мер, позволяющий выявить причины и своевременно выполнить определенный ряд действий.
Какие это действия и как именно поступать в законодательстве не указано. Каждый предприниматель действует в зависимости от ситуации, которая сложилась на фирме.
Крупные компании привлекают к проверке предприятия посторонних специалистов, которые изучают документацию, дают рекомендации и выявляют риски. Также такие специалисты позволяют составить дальнейший план действия, который позволит избежать банкротства.
Небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели действуют самостоятельно. Они ищут выход, анализируя сложившуюся ситуацию. Для тех, у кого просрочки возникают из-за задолженности дебиторов, первое, что стоит делать, это возвращать финансы в компанию. Это могут быть оповещения через электронную почту, звонки или обращение с иском в суд.
Также рекомендуется реструктурировать имеющиеся задолженности. Или оформить новый заем, найти инвестора, то есть привлечь денежные суммы в компанию.
Практически все мероприятия, необходимые для восстановления платежеспособности фирмы, носят долгосрочный характер. Чтобы в дальнейшем избежать возникновения риска банкротства, компании необходимы конкурентоспособный продукт, соблюдение всеми контрагентами сроков поставки и оплаты товара, государственная поддержка, оптимальное распределение средств и грамотная расстановка целей. Необходим и адекватный менеджмент: если компания выпускает продукт, не занимается его реализацией и не имеет надежных покупателей (например, в лице государства или головной компании), в какой-то момент она может лишиться финансирования.
Некоторые компании инициируют преднамеренное банкротство в надежде, что это избавит их от необходимости погашать долговые обязательства. Этого делать нельзя: ложная несостоятельность и сокрытие фактического имущества влекут за собой уголовную ответственность. Равно как и уничтожение или подделка документов.