Найти в Дзене

Что такое Управленческий Учет. Из чего он состоит (в любой компании)?

Оглавление

Управленческий Учет — это система, предоставляющая менеджерам необходимую и достаточную информацию для принятия Управленческих решений на всех этапах управленческого цикла.

Управленческий цикл можно формализовать, например, по Файолю: планирование, организация исполнения , контроль и мотивация

Все решения менеджера "крутятся" вокруг обеспечения оптимальной Результативности и Эффективности вверенных ему систем! Как следствии, Управленческий учет - это всегда о Результативности и Эффективности систем!

Начну описание Управленческого Учета со сравнения с Финансовым учетом (Бухгалтерский учет, Налоговый учет, МСФО).

Подробней о Финансовом учете - здесь

Финансовый учёт предназначен для внешних пользователей (ФНС, Органы Статистики, ..., и даже конкуренты могут получить законным путем вашу Финансовую отчетность). Управленческий учет предназначен только для внутреннего использования, и не должен попадать в "не те руки"

В Финансовом Учете все измеряется в деньгах. Иначе внешнему наблюдателю, трудно было бы оценивать разные компании из разных отраслей. Как можно сравнивать локомотивы и племенной скот? (Хотя - для справки и то и другое в Финансовом учете - Основные средства). В отличие от Финансового Учета в Управленческом Учете есть не только денежные показатели, но и любые натуральные (Выручка/м2, количество отказов, ...)

Финансовый Учет (бухгалтерский и налоговый) ведется по Юридическим лицам (их может быть много в компании). Управленческий Учет ведется по компании в целом с разбивкой по всем интересующим Менеджеров объектам учета (подразделение, товар/услуга, проект, сотрудник, ...). Здесь необходимо уточнить, что МСФО (финансовый учет) так же ведется по компании в целом, но без разбивки по объектам учета.

Финансовый Учет - это только о пошлом (ретроспективный учет). Управленческий Учет - это планы, текущий контроль в процессе исполнения, итоговый контроль, после окончания периода (то есть: о будущем, настоящем и прошлом)

Финансовый Учет формируется на основании стандартов, утвержденных внешними органами, а Управленческий Учет - на основании стандартов, утвержденных Генеральным директором.

Теперь перейдем непосредственно к описанию Управленческого Учета.

Вариантов реализации Управленческого Учета огромное количество, даже у двух практически одинаковых компаний в одной отрасли, учет будет отличаться. Но тем не менее, каким бы не был учет, его можно представить как суперпозицию трех направлений реализации:

  • Учет по Центрам финансовой ответственности (Бюджетирование) - поддерживает Функциональный подход к управлению (Функция - набор схожих работ, есть основные функции предприятия: Маркетинг, Производство, Персонал, Финансы и все остальные - вспомогательные). Для формирования этой подсистемы учета - Организация "бьется" на Центры Финансовой ответственности(ЦФО) и формируется Финансовая структура (схема вложенности ЦФО). Руководитель ЦФО имеет утвержденные бюджеты, определяющие границы его полномочий и ответственности. Через бюджеты происходит декомпозиция "верхних" целей компании до каждого ЦФО на этапе планирования. Декомпозиция целей позволяет провести качественный Причинно-следственный анализ отклонений факта от плана на этапе Контроля. Система позволяет оценить результативность и эффективность каждого ЦФО в деле достижения/не достижения целей компании. К данной теме относятся термины (которые Вы скорей всего слышали): Центр Прибыли, Центр затрат, Финансовая структура, Бюджет, руководитель ЦФО, ...
  • Учет полной себестоимость - поддерживает Процессный подход к управлению. Для выделенных Продуктов/Услуг, производимых компанией, создаются модели расчета себестоимости. Модели создаются, как для формирования плановой себестоимости, так и расчета фактической. Моделей много. Надо уметь выбирать необходимые и достаточные варианты моделей. Система позволяет оценить результативность и эффективность каждого продукта/услуги в деле достижения/не достижения целей компании, ответить на вопрос: "Каков результат нашего взаимодействия (между разными подразделениями) при создании и продаже товара/услуги?". К данной теме относятся термины (которые Вы скорей всего слышали): Direct Costing (метод включения переменных затрат в себестоимость), Метод включения полных затрат в себестоимость, АВС (Метод функционально стоимостного анализа), Нормативный метод включения затрат в себестоимость. Прямые и косвенные расходы, Постоянные и переменные расходы. Подробней:
  • Дифференцированный учет -поддерживает проектный подход к управлению. Дифференцированный учет позволяет оценить экономическую целесообразность принятия того или иного решения, сравнивая их попарно. Например, когда вы готовите Инвестиционный план, вы сравниваете, что выгодней компании реализовать план или не реализовывать. К данной теме относятся термины (которые Вы скорей всего слышали): релевантные издержки, точка окупаемости проекта, NPV, IRR.

Подробней об Управленческом учете - здесь

Какой бы отчет или план Вы не придумали для своих целей управления, он логично встроится в одну из вышеперечисленных подсистем!

Построить результативную и эффективную систему Управленческого Учета не самая простая задача! Она (задача) отличается технической сложностью, например, спроектировать качественный процесс бюджетирования, установить нормативы переменных и лимиты постоянных расходов - доступно далеко не всем. Плюс, внедрение системы Управленческого Учета обязательно встретит сопротивление сотрудников, так как оказывает сильное воздействие на Организационную культуру и, как следствие, требует выбора адекватной стратегии проведения организационных изменений.