Найти в Дзене
Inventa Centre

Развитие детей с аутизмом

Сегодня хочу рассказать Вам одну историю из жизни, из своей ежедневной врачебной практики, историю родительской веры в своего ребенка.

Мальчик пяти лет, состояние после перенесенного сепсиса в шестимесячном возрасте, после менингоэнцефалита развилась окклюзионная гидроцефалия.

Полгода реанимации и интенсивной терапии, шунтирование. В целом можно сказать, что врачи вытащили его с того света.

Все эти четыре с половиной года родители боролись за его жизнь в физическом смысле. Сделали все возможное и невозможное. Выстояли.

Но все это время неврологи, которые работали с ребенком, на их вопрос о речи и коммуникации отвечали: “забудьте, он этого не сможет, скорее всего он не сможет встать на ноги, говорить, выражать свои мысли. Он будет как овощ”.

Тут можно было сдаться. Состояние ребенка, действительно, тяжелое. Мнение врачей довольно единодушное, его трудно оспаривать.

Но у этой семьи оказался большой запас оптимизма и упрямства для того, чтобы сосредоточиться на реабилитации, а не на признании инвалидности и смириться с этим.

Все дни у ребенка расписаны. Логопед, еще логопед, бассейн, ЛФК, нейропсихолог, теперь еще гомеопат.

Мальчик стоит с поддержкой. ОН ГОВОРИТ, правда только отдельные слова, но это огромный прогресс. И то, что он это все смог сделать, говорит о том, что ресурсы для восстановления у него есть и они не использованы до конца.

Что еще очень впечатляет, что в семье не витает этот дух инвалидности. Общение с сыном у родителей ничем не отличается от общения со здоровым ребенком. Конечно, они ненавязчиво помогают ему, сообразуясь с его возможностями. Но нет гиперопеки. Совершенно здоровое взвешенное отношение.

Почему я говорю сейчас об этой семье?

В их положении был выбор между двумя принципиально разными дорогами. Можно было принять инвалидность сына как неизбежную данность и выстроить вокруг него атмосферу больницы. Возить по тем же врачам, по занятиям со специалистами, Но все время держать в голове эту инвалидность и ограничения, с ней связанные.

А можно сделать иначе. Можно с самого начала внутри себя принять решение, что у семьи все хорошо и жить так, чтобы тяжесть ситуации не давила тяжким грузом на всех ее членов и делать все, что можно, чтобы развиваться, преодолевать симптомы болезни, постоянно ориентируясь на нормальную жизнь и нормальные возможности.

В этом заключается настоящее принятие ситуации и огромная сила, способная дать не только выжить физически, но и преодолеть ограничения.

На это, конечно, нужны внутренние силы и взаимная поддержка. Но это под силу и одному человеку, если только понять внутри себя, что любая ситуация меняется к лучшему и реализуется максимум возможностей, если выбрать правильный вектор мышления и действий.

Я не говорю здесь о другой крайности, когда родители игнорируют проблемы ребенка и делают вид, что с ним все в порядке. Речь сейчас о том, что нужно трезво оценить ситуацию, увидеть все слабые и сильные стороны ребенка и выстроить все общение и стратегию на сильных сторонах, развивать их, делая скидку на ограничения в состоянии, но не позволять им ограничивать жизнь Вашего ребенка, Вас самих и Вашей семьи. В этом случае Вы сможете помочь ребенку пройти его особый путь в жизни и реализовать максимум из того, что он может.

Автор статьи Горевая Татьяна Владимировна, CEASE-терапевт, гомеопат