21 марта 2022 г. навсегда вошло в историю российского маркетинга. В этот день Тверской суд Москвы запретил деятельность компании Meta Platforms Inc.*. Рассказываем о новых правилах взаимодействия с сервисами.
Кажется, дата 21 марта 2022 г. навсегда вошла в историю российского маркетинга. Именно в этот день Тверской суд Москвы запретил деятельность компании Meta Platforms Inc.* по реализации Facebook** и Instagram** по мотивам осуществления экстремистской деятельности.
Всем компаниям, кто так или иначе использовал Instagram** и Facebook** в своей маркетинговой деятельности, отныне понятно — как раньше уже не будет, и на повестке дня новые правила взаимодействия с сервисами Meta*.
Юристы CoMagic и UIS — единой платформы коммуникаций, аналитики маркетинга и продаж, дали свои рекомендации, как действовать бизнесу. Что запрещено, чем это грозит, а что можно (по крайней мере, на текущий момент). Начнем с того, что мы рекомендуем сделать, и чем скорее, тем лучше.
1. Прекратить платежи
Начиная с 21 марта, любые платежи в пользу организации, признанной экстремистской, могут быть расценены как финансирование её деятельности (ст. 282.3 УК РФ).
Поэтому всем, кто ранее пользовался таргетированной рекламой в соцсетях, принадлежащих Meta Platforms Inc.*, сейчас крайне важно прекратить все платежи в пользу этой организации, в том числе платежи через третьих лиц, например, через агентство.
Дополнительно можно обезопасить себя: по актуальным договорам с подрядчиками разослать официальные уведомления с отказом от услуг в части рекламы на указанных площадках.
А что насчет инфлюенс-маркетинга?
Ирина Рыжкова, руководитель юридического отдела «НОВОСИСТЕМ»:
Мы не знаем, как пойдет правоприменительная практика, но есть вероятность, что все участвующие лица в цепочке платежей до Meta Platforms Inc.* могут быть расценены как лица, прямо или косвенно финансирующие экстремистскую деятельность.
Чем может грозить нарушение запрета?
Для физических лиц — привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 282.3 УК РФ («Финансирование экстремистской деятельности»), лишение свободы до 8 лет, а если с использованием служебного положения — до 10 лет. Для юридических лиц — ответственность, предусмотренную ст.15.27.1 КоАП РФ. Штраф в размере от 10 000 000 до 60 000 000 рублей.
2. Убрать иконки сервисов
Согласно закону, запрещается публично демонстрировать атрибутику/символику экстремистских организаций. Существует вероятность, что иконки и названия сервисов будут расцениваться как атрибутика/символика экстремистской организации.
Это значит, что лучше сделать следующее:
- Удалить все иконки с сайтов, рекламных площадок, групп, сообществ, email-рассылок — т.е. из любого контента.
- Убрать названия сервисов с сайтов, рекламных площадок, групп, сообществ, email-рассылок — т.е. из любого контента.
Невыполнение этих правил также чревато последствиями:
- Штраф для физических лиц: 1 000 – 2 000 руб.;
- Для должностных лиц: 1 000 – 4 000 руб.;
- Штраф для юридических лиц: 10 000 – 50 000 руб. + конфискация предмета нарушения (например, компьютер, телефон).
3. Маркировать упоминание о компании в любом контенте
Просто упоминать компанию Meta* и ее сервисы Facebook** и Instagram** в публикуемых материалах без маркировки не рекомендуем.
Нужно либо полностью исключить упоминание, либо добавить маркировку:
- «…организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена».
Дополнительно можно маркировать сервисы, например так:
- «... сервис, принадлежащий экстремистской организации, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена».
Более того, лучше «почистить» весь контент, выпущенный за последний год (год — срок давности привлечения к административной ответственности по указанным статьям), так как случаются прецеденты привлечения к ответственности и за старый контент.
Рекомендуем действовать так: сначала почистить наиболее популярный контент, затем все остальные материалы.
Чем может грозить нарушение запрета?
Возможно привлечение к ответственности согласно ч.2 ст. 13.15 КоАП РФ (распространение информации об организации, включая в перечень экстремистских без указания на то, что организация запрещена):
- Штраф для физических лиц составляет от 2 000 до 2 500 руб.;
- Для должностных: 4 000 – 5 000 руб.;
- Штраф для юридических лиц: от 40 000 до 50 000 руб. + конфискация предмета нарушения (например, телефон, ноутбук и т.д.)
___________________________________________________________
Что напрямую не запрещено законом, но лучше сделать.
4. Приостановить ведение социальных сетей
Для бизнеса сейчас наиболее безопасной стратегией будет приостановить любую деятельность на данных площадках: публикацию постов, сториз, продаж, гивов, марафонов.
Надо ли при этом полностью удалять бизнес-аккаунт?
Ирина Рыжкова, руководитель юридического отдела «НОВОСИСТЕМ»:
На этот вопрос нет однозначного ответа.
В решении суда есть фраза «Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Meta Platforms Inc.*физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности».
То есть можно сделать вывод о том, что обычные пользователи могут продолжать пользоваться соцсетями, но при условии соблюдения законодательства РФ.
До момента получения официальных разъяснений, что считается незаконным при использовании соцсетей и не образует ли ведение бизнес-аккаунта в соцсетях состава преступления, например, предусмотренного ст.282.2 УК, рекомендуем воздержаться от любой активности.
5. Пересмотреть содержание всего контента
Конечно, у нас остались и другие площадки — VK, Telegram, Яндекс.Дзен. Даже «Одноклассники» сейчас могут обрести вторую жизнь и стать популярными. Тем не менее, надо быть особенно внимательным к контенту, который ваша компания хочет публиковать: внимательнее относиться к формулировкам, которые могут быть расценены как разжигание расовой или национальной розни, пропаганда дискриминации, а также рецензировать контент, связанный с проведением специальной операции.
Чем может грозить неосторожность в содержании контента?
- Штраф для физических лиц: до 100 000 руб.;
- Для должностных лиц: до 200 000 руб.;
- Штраф для юридических лиц: до 500 000 руб.
При повторном совершении нарушения в течение года — уголовная ответственность (ст. 280, 280.1, 280.2, 280.3 УК РФ).
___________________________________________________
Сегодня всё стремительно меняется. Чтобы бизнесу оставаться в безопасности юридически и сохранить хорошую репутацию, очень важно быстро реагировать на новостную повестку и принимать взвешенные решения. В этот раз изменения коснулись маркетинга. Что ж, оперативно перестраиваемся и идём дальше.
Если материал был полезен для вас, оцените его «пальцем вверх» и подписывайтесь на наш канал 😉
*Экстремистская организация, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена.
**Сервис, принадлежащий экстремистской организации, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена.