Найти в Дзене
Про реальные события

НЭП. Экономические меры, способные возрожить национальную экономику

Оглавление

Специальная операция России на Украине когда-нибудь закончится. Но санкции, введённые против нас коллективным Западом, останутся. Поэтому вопрос о том, как нам жить в условиях экономической блокады Запада выходит на первый план.

Что-то уже сделано

Финансово-экономический блок правительства за последние три недели принял решения, ослабляющие санкции Запада:

  • Экспортёров обязали продавать 80% валютной выручки, ограничили снятие валюты со вкладов и её перевод за рубеж;
  • Ключевую ставку подняли с 9,5 до 20%;
  • На приобретение ценных бумаг выделили 1 трлн рублей, временно остановили торги на российском фондовом рынке;
  • Выдвинули около 100 инициатив по поддержке экономики, на них спланировано выделить 1 трлн рублей. Основная идея – поддержка производителей дешёвыми кредитами;
  • Ограничен экспорт зерна и сахара;
  • Бизнес освободили до конца года от неналоговых проверок, предоставили кредитные каникулы;
  • Приняли меры по подготовке к национализации (внешнему управлению) предприятий иностранных компаний, ушедших из России.

Эксперты сходятся во мнении, что принятые меры в качестве оперативного реагирования на брошенный нам вызов, носят адекватный характер. Но для дальнейшего развития экономики их недостаточно.

Что за мобилизационная экономика?

В условиях нависшей над страной угрозы, власти будут вынуждены идти на чрезвычайные экономические меры. Полностью или частично отменять действовавшие ранее правила. Принимать экстренные меры по восстановлению экономики и импортозамещению. Неслучайно возник термин «мобилизационная экономика».

По сути, это напоминает сталинскую индустриализацию 1930-х годов. Тогда требовалось из России аграрной сделать Россию индустриальную.
По сути, это напоминает сталинскую индустриализацию 1930-х годов. Тогда требовалось из России аграрной сделать Россию индустриальную.

Сейчас основные усилия будут направлены на сохранение социально-экономической стабильности.

Движение к НЭПу

100 лет назад НЭП помог преодолеть разруху, вызванную Гражданской войной и интервенцией. Сегодня стране нужна новая экономическая политика, вовлекающая миллионы производителей в экономику.

С уходом западных компаний освобождаются целые ниши в экономике. Уходит Икея – у наших производителей мебели появляется шанс. Уходит «Нестле» - будем делать больше нашего вкусного шоколада. Уходит «Скания» - возникают новые возможности у КАМАЗа, ГАЗа. Перспективы появляются у отечественных производителей продуктов питания, пошива одежды, производства лекарств.

Решать эту задачу придётся обычным предпринимателям, представителям малого и среднего бизнеса. Если их поддержать, они наполнят рынок розницы, ликвидируют дефицит товаров.

Как их поддержать?

Нужно производителям снизить налоги. Налоговая нагрузка не позволяла производству развиваться даже в более спокойные времена. Прежде всего, для производственных компаний нужно снизить НДС и размер страховых выплат с зарплат. Они должны быть обеспечены длинными кредитами по ставке не более 6% годовых. Тарифы на коммунальные услуги для бизнеса должны быть снижены до уровня тарифов для физических лиц.

Для быстрого восстановления рынков следует поддержать народное предпринимательство. Нужно пересмотреть закон о землях сельхозназначения. У нас 40 млн га пахотных земель пустуют. Что мешает передать их в безвозмездную аренду для создания крестьянско-фермерских хозяйств?

Нужно пересмотреть уголовные дела людей, осужденных за экономические преступления, за мошенничество. Мозги этих людей сейчас нужны стране. Многие из них способны придумать такое, что западу и не снилось.

Как вытащить экономику?

Через импортозамещение заткнуть полностью все прорехи не получится. Часть крупных иностранных компаний, возможно, вернётся, но многие ушли навсегда. На Западе средний и мелкий бизнес борется за выживание. Наш дешёвый газ и электроэнергия могут для него стать весомым стимулом для работы в России.

В связи с этим напрашивается задача превратить страну в комфортный оффшор для бизнеса. Сегодня много судов бороздят морские просторы под флагом Либерии, но у неё практически нет своего флота. Наши авиакомпании приобретали до недавнего времени самолёты в лизинг в Ирландии, но у неё отсутствует авиационная промышленность. Почему бы в России не создать условия, при которых к нам потянулся бы бизнес со всего мира.

Можно, конечно, провести масштабную национализацию. И президент говорил о том, что национализированы будут предприятия, в которых собственники не способны эффективно управлять. Здесь, как говорят, ключевое слово управлять. То есть решения должны быть не популистскими, а реально работающими.

Однако наивно предполагать, что наш «гаражный» бизнес за свои пять копеек личных капиталов быстро создаст обувные заводы лучше китайских или итальянских, ткацкие фабрики, эффективнее, чем в Турции или Бангладеш, или начнёт производить смартфоны, лучше и дешевле южнокорейских.

Решить эти задачи сможет только государство через глобальные, долгосрочные и капиталоёмкие проекты. Лишь ему под силу организовать импортозамещение в сочетании с современными технологиями.
Решить эти задачи сможет только государство через глобальные, долгосрочные и капиталоёмкие проекты. Лишь ему под силу организовать импортозамещение в сочетании с современными технологиями.

У нас уже есть положительный опыт импортозамещения в сельском хозяйстве. Мы вышли на второе место в экспорте зерна, а по экспорту муки лидирует Турция, в поставках макаронных изделий – Италия. Пока такая ситуация сохраняется, на значительный рост доходов рассчитывать не стоит.

Сегодня основная задача не в том, чтобы добыть сырьё, вырастить урожай и продать его за границей. Нужно развивать переработку. Из тысячи кубометров газа можно сделать пластиковые пакеты, в которые покупатели укладывают покупки в супермаркете. Это принесёт денег в 40 раз больше, чем тысяча кубометров газа, отправленного по трубе за границу.

Буду благодарен за ваши комментарии.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ