Найти тему
Атлант Оценка

Перспективы развития автомобильной промышленности в России

Оглавление

Производство автомобилей — одна из ведущих отраслей современного машиностроения. Она связана с такими подотраслями, как двигателестроение, производство автокомплектующих, в том числе автомобильных шин, а также станко- и роботостроение для изготовления технологического оборудования. Для данной отрасли промышленности характерен высокий уровень капитальных затрат. Привлечение квалифицированной рабочей силы на производство также предполагает высокие издержки.

По этой причине автомобилестроительная промышленность полного цикла представлена далеко не в каждой стране. Россия входит в топ-15 государств мира по уровню развития автомобилестроительной отрасли.

-2

Проблемы отрасли

Распад Советского Союза негативно сказался на экономике и народном хозяйстве всех государств, которые ранее его составляли. Не стало исключением и российское автомобилестроение. Уже в первую половину 90-х годов производство упало практически вдвое по сравнению с 1989 годом. Причиной столь масштабного кризиса отрасли стал разрыв традиционных связей и производственных цепочек между бывшими советскими республиками. Также сыграли свою роль утрата рынков сбыта, падение уровня жизни населения, развал промышленного и сельскохозяйственного производства в целом. Основной текущей проблемой современного отечественного автомобилестроения является низкий уровень вложений со стороны государства и частных инвесторов в развитие отрасли. По этой причине в значительной мере наблюдается техническая отсталость и небольшой объем современных промышленных мощностей. Это обстоятельство пока не позволяет российскому легковому автопрому конкурировать с автомобилями зарубежных производителей ни на внешних рынках, ни даже на отечественном.

      Ведущий специалист департамента оценки консалтинговой группы Атлант Оценка
Ведущий специалист департамента оценки консалтинговой группы Атлант Оценка

Наиболее крупные производственные предприятия

В Российской Федерации имеется несколько крупных отечественных производств, где выпускают легковые и грузовые автомобили, а также автобусы.

-4

Цены на массовые автомобили в России несколько лет подряд были одними из самых низких в мире, учитывая многочисленные программы господдержки. Государство все еще оказывает поддержку промышленности, например, компенсируя заводам (работающим в рамках СПИКов и имеющим определенный уровень локализации) утилизационный сбор. В то же время были отменены многие дотации.

Стратегии развития электротранспорта и беспилотников

В мае правительство РФ приняло концепцию развития электротранспорта, а спустя пару месяцев обнародовали проект стратегии поддержки беспилотных автомобилей. По плану концепция развития электротранспорта будет реализована в два этапа: с 2021 по 2024 и с 2025 по 2030 г. К концу первого этапа планируется выпустить не менее 25 тысяч электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет как минимум до 72 тысяч. На его реализацию потратят около 600 млрд руб. На второй проект по развитию беспилотников государство планирует выделить более 800 млрд. Инновационные технологии будут внедряться во все виды транспорта. Для организации движения беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования требуются три группы технологий: цифровые двойники мобильных объектов и дорог; инструментальные технологии, например, обеспечивающие высокоточное позиционирование автомобиля на дороге; специализированные элементы придорожной инфраструктуры.

Переориентация на водород

В девяностых годах XX века водород считался экологически приемлемым и перспективным видом топлива. Бытовало мнение, что он станет альтернативой электричеству. Дело не ограничивалось словами — большинство автоконцернов предпринимали попытки сконструировать автомобили на водородных топливных элементах. Один из самых ярких примеров - BMW Hydrogen 7 (2007—2008 гг производства). В нем топливо сжигалось в цилиндрах ДВС, а водород хранился в сжиженном состоянии, при температуре -253 °C. Отечественные производители тоже участвовали в этом эксперименте. В 1994 году с производства был выпущен водородный «Жигули», где топливным элемент получали прямо на борту, из метанола. Ближе к середине «нулевых» водород признали неперспективным топливом.

Новости производства двигателей

В 2021 году российский автопром получил несколько новых моторов. АвтоВАЗ модернизировал свой восьмиклапанный двигатель. Теперь он называется ВАЗ-11182 и ставится на Largus FL и Гранту. В двигателе изменили крышку головки блока цилиндров, поставили облегченный газораспределительный механизм, клапаны, иные поршни и шатуны. Это несильно увеличило его мощность — всего на 3 л.с. (до 90 л.с.), а момент — до 143 Нм. Облегченный поршень сделал мотор чуть экономичнее. В бензиновых двигателях зависимость между массой ШПГ и ресурсом почти линейна.

Реализация стартапа «Кама»

Инвесторы — Сергей Когогин (по совместительству директор КАМАЗа) и бизнесмен Рубен Варданян анонсировали проект городского электромобиля «Кама». Концепция «Кама» - городской электрокар, который преимущественно будет использоваться для каршеринга. Примечательно, что этот проект не имеет прямого отношения к электромобилю «Кама-1», построенного в инженерном центре СПбПУ. Когогин и Варданян публично сообщили, что будут проектировать машину заново, без оглядки на разработки, которые проводились с нуля в Санкт-Петербургском Политехническом университете.

-7

Самые популярные автомобили российского рынка в 2021 году

В минувшем году самым популярным автомобилем в России стала LADA Vesta. Буквально на финишной прямой ей удалось опередить прежнего лидера – LADA Granta. Напомним, что «Веста» уже была бестселлером рынка – в 2018 году, а следующие два года (в 2019-м и 2020-м) этот титул принадлежал «Гранте». При этом эксперты агентства «АВТОСТАТ» уверены, что если бы не сложившаяся из-за дефицита полупроводников ситуация на рынке, то Granta сохранила бы это звание, поскольку АВТОВАЗ часто останавливал производство как раз на тольяттинской площадке. А ведь именно там собирается «Гранта». В Ижевске, где ведется сборка «Весты», подобных критичных ситуаций не возникало. Вследствие этого, LADA Vesta на протяжении пяти последних месяцев (с августа по декабрь) неизменно оказывалась лидером рынка, что позволило ей на финишной прямой стать №1 в России и по итогам минувшего года.

#Автомобилестроение #производство двигателей #эксперт по инновациям #импортозамещение #российские автомобили #отечественный автомобиль #развитие технологий #производство в россии #рынок авто