Издательство: «Фантом Пресс»
Прочитала еще в начале февраля роман «Дом сна» Джонатана Коу, но картинку-впечатление доделала только сейчас. Ради того, чтобы больше к этой книге не возвращаться.
Не, книга хорошая, это времена плохие.
Писать о книге спустя два месяца — дело непростое. Но есть и плюс: говоришь только о важном, второстепенное уже забылось.
На английском побережье высится викторианское поместье Эшдаун. Раньше в нем находилось студенческое общежитие, сейчас — клиника, специализирующаяся на расстройствах сна.
Сара, Роберт и Терри — разлученное неразлучное трио, связанное с прошлым и настоящим Эшдауна. Герои живут в двух временных точках — в 1983-м и 1996-м. Линии переплетаются, сменяют друг друга, как фрагменты снов. Где реальность, а где — ночные грезы? Этим вопросом задается и Сара.
Она страдает редкой болезнью, из-за которой не может отличить сон от реальности. В своей проблеме она не одинока. Терри спит слишком много, а затем теряет эту суперспособность. Роберт же не может забыть сон, который увидел в детстве.
Чтобы не происходило с героями, все события рифмуются со словом «сон». Терри, например, одержим кинематографом. В психоанализе кино и сновидения имеют общую природу — они берут начало в бессознательном.
Это не единственная отсылка. Мне нравится, как Коу играет с клише, которые подсмотрел, например, в научно-фантастической литературе. Вы поймете, о чем я, когда познакомитесь с доктором Грегори Дадденом. И он тоже одержим снами.
В итоге мы всегда делаем круг и возвращаемся к исходной точке. Сюжетные линии — как кольца удава. Иногда голова кружится от того, как ловко Коу использует в девятой главе банку варенья, появившуюся во второй. Правда, на десятый раз этот трюк надоедает, а вот ирония писателя — никогда. Она всегда уместна и вымарывает из романа весь пафос.
Отдельно хочется расцеловать Коу за финал. Это самая странная и трогательная концовка в литературе из всех, что я видела, но иной здесь быть не может.
Вердикт: 7/10.
#prochital_дневникчитателя