Найти тему

Потерял на бирже миллионы

Как разорился великий ученый

Исаак Ньютон считается одним из самых известных и выдающихся людей в истории и при этом — ужасным инвестором.

-2

По рекомендации поэта и государственного деятеля Чарльза Монтегю, в 1696 году, Исаак Ньютон занял должность хранителя Монетного двора.

Именно в то время Ньютон совершал первые инвестиционные сделки, параллельно содействуя денежной реформе, проводимой Монтегю в 1696 году, — «Великой перечеканке» старых серебряных монет ручной работы на новые, машинной выделки. Это поспособствовало снижению уровня мошенничества.

Ньютон был достаточно богатым человеком. Его заработок при Монетном дворе не ограничивался зарплатой, а составлял еще и часть произведенных монет, которая исчислялась почти в £2 тыс. Это позволило войти физику в
1% богатейших людей того времени и стать членом британской элиты. При этом он не позволял себе лишних трат и личными сбережениями распоряжался вполне благоразумно.

-3

Ньютон прибыльно инвестировал в течение многих лет, грамотно распределяя активы в портфеле между акциями и государственными облигациями. К началу 1720 года инвестиционный портфель Ньютона составлял £32 тыс. (около £4,4 млн, или $5,7 млн на сегодняшний день) — в него входили акции Компании Южных морей, бумаги Банка Англии и Британской Ост-Индской компании, с которых он получал около £1 тыс. в год в виде дивидендов.

Ньютон инвестировал в компанию, оказавшуюся финансовой пирамидой. Но все равно остался в прибыли

Компания Южных морей (South Sea Company) была основана британским казначеем Робертом Харли в 1711 году. Ее акционерам было обещано монопольное право на торговлю рабами с Южной Америкой, а компания взамен обещала выкупить госдолг в £9 млн. Большая часть капитала компании, привязанного кредитами к британскому правительству, обеспечивалась за счет ссуд, по которым выплачивались процентные ставки. Таким образом, деньги, полученные компанией от государства, передавались акционерам, создавая внешнюю иллюзию высокой доходности. Создание South Sea во многом было экспериментальным, а потому первых инвесторов, в число которых входил и Исаак Ньютон, можно назвать венчурными.

В начале 1712 года Ньютон приобрел ценные бумаги компании на сумму около £3,5 тыс. На собрании акционеров 30 сентября 1719 года, когда Банк Англии объявил, что стал основным акционером South Sea Company, что вызвало резкий рост акций последней. Рыночная цена акций стабильно росла, давая солидную доходность, но сам бизнес компании, как выяснилось позже, оказался простой финансовой пирамидой.

В апреле 1720 года Ньютон в течение нескольких дней продал все бумаги компании, сомневаясь в устойчивости бизнеса. Существует предположение, что на встрече акционеров, которая прошла 21 апреля, случился ожесточенный спор, который и вынудил ученого избавиться от бумаг компании, но что именно послужило поводом — остается загадкой. Продажа бумаг принесла ученому £7 тыс. прибыли, что вдвое превосходило вложенную им сумму.

На эмоциях Ньютон вложился снова — и на этот раз потерял уйму денег

Возможно, об этой истории никто бы не узнал, если бы англичанин не совершил глупость. Несмотря на становившиеся все более явными проблемы, котировки South Sea Company в 1720-м мощно росли. Их покупали как титулованные особы, так и простолюдины — во многом благодаря распускаемым руководством компании слухам, что Испания предоставила ей свои порты в полное распоряжение, а также краху Миссисипской компании. На пике в августе цена акций выросла до £1 тыс., меньше чем за полгода рыночная цена акций South Sea Company взлетела на 425%.

-4


Столь стремительный рост был слишком соблазнительным и не остался без внимания Ньютона, который совсем недавно продал все акции. После нескольких месяцев ожидания, в июне, ученый вновь решился вложить в бумаги стремительно растущей компании все заработанные деньги. Он возвратился на рынок спустя неделю, чтобы вернуть бумаги все той же компании, но уже по удвоенной цене. Также известно, что Ньютон конвертировал долю государственных бумаг в портфеле для набора позиции по South Sea Company. Если бы он не конвертировал, а продал данную часть облигаций, его чистая прибыль составила бы около £13 тыс.


«Я могу рассчитать движения небесных тел, но не безумие людей» — знаменитая фраза, которую приписывают Исааку Ньютону после разорения.