Когда говорят о триллере «Страх над городом» (2000), то обычно сразу же сообщают, что это - ремейк знаменитого фильма 1932 года «М - город ищет убийцу», который на «заре нуара» снял гениальный Фриц Ланг. Хотя в то же самое время в связи с «М» заявляют только лишь о двух «повторениях»: аргентинском фильме «Чёрный вампир» и недавнем одноименном мини-сериале.
«Страх над городом» представляется интересным по нескольким соображениям. Во-первых, фильм был создан явно с дидактическими целями, имея одной из сопутствующих задач родителям уберечь своих детей, которые в современном мире ежечасно подвергаются множеству опасностей. Именно в этом качестве лента была номинирована на приз российского фестиваля «Святой Георгий»
Нас же лично проект заинтересовал тем, что это одна из редких кинокартин, когда Деннис Хоппер играет безусловно положительного персонажа. Он примерил на себя образ немолодого детектива, который стал заложником ситуации: под угрозой увольнения ему предстоит в самые сжатые сроки найти серийного преступника.
В отличие от «оригинала» в «Страхе над городом» изменены отдельные эмоциональные аспекты. Фактически не уделяется внимания фигуре разыскиваемого злоумышленника, который большую часть фильма остается совершенно безликой, хотя и зловещей фигурой.
В мотивах его поступков будет показаны не «внутренние демоны», которые иногда отступали (как в случае с «М»), а иногда вновь набирали силу, а искаженно понятая идея «избавления». Это явлено сродни некоторому «сектантскому очищению», на что указывает обнаруженная привязанность к воде.
Опять же изменена природа поведения криминальных элементов, которые наряду с полицией разыскивают преступника. На первый взгляд может показаться, что дело лишь в выгодной сделке, которую в итоге могут получить представители ирландской организованной преступности. Однако стоящий в главе альтернативных розысков «мистер Голд», заявляет, что у него сама подрастает дочь, то есть принцип важнее денег.
В этой связи важной темой становится тема родительских обязанностей, чего не было в ленте 1932 года. Детектив должен во чтобы то ни стало помириться с уже повзрослевшей дочерью. Родители большого города должны были быть более внимательными к своим детям. Как родители показаны даже отельные из гангстеров.
Именно по этой причине фильм 2000 года наделили категорически иным финалом. В свое время Фриц Ланг поставил зрителя перед нелегким выбором: законность и справедливость – это не всегда одно и то же. На сей раз главному герою удалось оказаться по ту сторону «гнилой системы».
Ещё в самом начале ленты в разговоре с напарником (очень напоминающим шляпой и плащом героя классического нуара) обсуждалось, что серийщика было бы целесообразнее (может быть) не брать живым. И в ответ раздается, мол, отставить провокационные разговоры. Дескать, не хватало мне после сорока лет безупречной службы оказаться в тюрьме.
Однако позже герой Хоппера меняет мнение, хотя бы потому, что все сорок лет службы вдруг оказались «ничем». p.s.Забыли сказать, это единственный самостоятельный проект Дерека Ванлинта, который был оператором легендарного «Чужого».