Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Дело № 18 - женщина-дизайнер и влюблённый вор

Одна из самых ярких глав милицейской киноистории «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989) – это Дело № 18 - «Полуденный вор» (1985). Название лихое и нетривиальное, как, впрочем, и сюжет. Жила-была интеллигентная и одинокая женщина Раечка Глазунова (Марина Неёлова), работала аж дизайнером, что в 1980-х считалось мега-круто.

Марина Неёлова играет модную женщину-дизайнера и всё бы хорошо, но как-то раз её машина забарахлила... Кадры из фильма «Полуденный вор» (1985). Скриншоты.
Марина Неёлова играет модную женщину-дизайнера и всё бы хорошо, но как-то раз её машина забарахлила... Кадры из фильма «Полуденный вор» (1985). Скриншоты.

Сейчас под этой вывеской может скрываться бездарь, окончившая двухнедельные онлайн-курсы, а в позднем СССР дизайн – промышленный, текстильный, архитектурный, ландшафтно-парковый – это великолепная художественная база и особый дар видения. Выходил очень симпатичный журнал «Техническая эстетика» - как раз о дизайне и его новинках.

Профессия была модной и Раиса – отлично «упакованная» дама 30+. К слову, тут Неёлова потрясающе эффектна! Зарабатывали дизайнеры прилично и, вместе с тем, не шиковали – так, героиня жалуется, что за свой «Жигуль» она ещё долги не все раздала. И вот случилось страшное – её железному коню потребовался ремонт.

Профессия дизайнера тогда считалась крутой и современной. Выходил журнал «Техническая эстетика», удивлявший своим заграничным стилем. Фото с выставки «Российский дизайн. Избранное. 1917–2022» в Новой Третьяковке.
Профессия дизайнера тогда считалась крутой и современной. Выходил журнал «Техническая эстетика», удивлявший своим заграничным стилем. Фото с выставки «Российский дизайн. Избранное. 1917–2022» в Новой Третьяковке.

Напомню, что в СССР автосервис был «хлебным» местом; автослесарь мог жить лучше академика и уж точно лучше дизайнера! Люди вертелись, как могли, обращаясь к частным мастерам, платя им втридорога. И вот наивная красавица с творческим образованием попала к такому подпольному умельцу, члену шайки автоугонщиков.

А потом судьба сводит обобранную даму с приятным и ловким кавалером, вызвавшимся помочь в восстановлении справедливости. Этим Робин-Гудом и оказался вор-домушник Глеб Царапов (Сергей Сазонтьев). Конечно, жулик стремился к своей цели – обокрасть одного из главарей, однако, несчастная Раиса так понравилась Глебу, что он …влюбился и реально захотел помочь.

Квартирный вор Глеб Царапов - отличный мужик! Кадр из фильма «Полуденный вор» (1985). Скриншот.
Квартирный вор Глеб Царапов - отличный мужик! Кадр из фильма «Полуденный вор» (1985). Скриншот.

Как умел. Злом – на зло. Экспроприация экспроприаторов. В общем-то правильно, хотя (по идее) незаконно. Царапов предпочитал обворовывать богатые квартиры и, хотя, ему Пал-Палыч напоминает, что в таком-то городе «полуденный» обидел трудовое семейство, это – один-единственный случай. Его клиенты – заведующие базами, торговые боссы, иной раз – маститые учёные или же – коллеги Царапова, жулики.

Работает он днём – оттого и полуденный. Всё делает ловко, шикарно, утончённо. Его жизнь – игра. Вор-гастролёр, ни к кому не привязывается, никем не дорожит. Наука криминология объясняет подобное поведение некоторыми патологиями головного мозга – человек совершает противоправные действия не ради конечной цели (в виде дольче-вита), а для того, чтобы ощущать риск и биение сердца.

Кадры из фильма «Полуденный вор» (1985). Скриншоты.
Кадры из фильма «Полуденный вор» (1985). Скриншоты.

Царапову нужен процесс, а не результат. Адреналин! Получив ценности и в очередной раз уйдя от «ментов», Глеб равнодушно и как-то безалаберно пристраивает шмотки и аппаратуру. Наслаждение – это вскрывать замки и сбегать по чёрному ходу от людей в милицейской форме. Фильмы про Знатоков – это ещё и копилка интеренейших деталей быта.

Что было актуально, а что нет? На что кидался обыватель? Что заставляло волноваться? В этой серии часто упоминается импортная аудиотехника, а видак преподносится в качестве полусказочного эксклюзива. В те годы за VHS-проигрыватель можно было получить … как раз машину. Кассеты стоили от 100 рублей и выше – при том, что средняя зарплата была 170-230 рублей.

Реклама VHS-recorders, но чуть позже - это 1988 год. https://www.pinterest.ru/
Реклама VHS-recorders, но чуть позже - это 1988 год. https://www.pinterest.ru/

В одном из фрагментов мы видим полнотелую крашеную продавщицу из винного магазина – у той всё есть и на меха, предложенные вором, она смотрит равнодушно, тогда как видео вызывает у неё живой интерес. Ещё больший восторг – при взгляде на ладного мужчину. А тот …взял и полюбил другую, беззащитную интеллигентку.

Такое чувство, что он уже сказал себе: «Этот раз – последний и завязываю», но это не произносится. Сериал – дидактический, и вор должен сидеть в тюрьме. А ещё у меня такое чувство, что Раиса поплачет-поплачет, да и приедет к нему на зону с пирожками. Царапов выдал все ценности и признался во всех подвигах. Хотя, «адреналиновых» преступников исправить невозможно.

Zina Korzina (c)

1. Дело № 4. Пирожные и муж-предатель.

2. Дело №6. Подпольная миллионерша, золото и бельгийский браунинг.

3. Дело №10. Мусор и манекенщицы.

4. Дело №11. Мажор и его мамочка.

5. Дело № 13. Плохие и хорошие парни, пистолет ТТ и любовь Пал-Палыча.

6. Дело №15. Муж и жена - одна сатана.

7. Дело №16. Фрукты-овощи и поддельная биография.

8. Дело № 19. Поджог склада и подруги-воровки.

9. Дело № 20. Подлый Бонапарт, звезда романсов и эффектные кражи.

10. Дело № 21. ЖЭК-потрошитель и любовь афериста.