Милицейская сага «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989) – это не вполне детективы. Это вообще не детективы – с точки зрения жанра, потому что здесь с самого начала ясно, кто – преступник, а всё внимание сосредотачивается на работе органов правопорядка.
Нам показывают оперативно-следственные мероприятия, мы «присутствуем» на допросах и сопереживаем Знаменскому-Томину-Кибрит. А иной раз – преступнику. Потому что высшая цель сериала – предотвращение, исправление и …сострадание.
В Деле №4 – «Повинную голову…» (1971) зрителю предлагается нелёгкий нравственный выбор – пожалеть махинаторшу или же осудить её. Потому как женщина – прекрасная. Симпатичная – в широком смысле этого слова. И – отвергнутая. Кем? Любимым супругом.
Но обо всём по порядку! Пал-Палыч расследует хищения в кондитерском цехе при некоем ресторане. Замешаны замдиректора Кудряшов (отличная игра Леонида Броневого) и заведующая производством – Ирина Маслова.
Пересказывать их манипуляции с продуктами и «тортами налево» я не буду – всё эти похождения пирожных «эклер» и «картошка» не так увлекательны, как человеческий фактор. Кудряшов – тот бонвиван и красавчик, а Маслова – прямодушная тётка.
Но дала себя втянуть лихому жулику! Почему? Она честно всё выкладывает – хотела купить импортный (французский) свитер милому Коле, мужу, а зарплата – маленькая. И тут Кудряшов, добрый молодец, подвернулся с увесистой «прогрессивкой».
Коготок увяз – всей птичке пропасть, и Маслова хорошенечко втянулась. Себе – ничего. Всё – Коленьке. Дублёночку, драгоценный портсигар и прочие дорогие костюмчики. Николай работает в институте, занят наукой, весь такой парящий в мире фраз (или формул?) и не врубающийся в бытовые проблемы.
Мужчина-паразит, короче. Пал-Палыч сразу понимает, что перед ним очень плохой человек, при том, что это в нём от неизбывного инфантилизма, который в 99 из 100 – ключ к любой подлости.
Маслова практически содержала своего Колю, кроме того, на ней были дети, престарелая мать и – готовка-стирка. Я не очень понимаю, что за великая любовь была у Ирины к этому вялому парню, однако, речь не обо мне – о Масловой.
О хорошем, добром человеке, пошедшем на серьёзное преступление. Напомню, что в те годы «азартные игры» с государством и аферы с госимуществом стоили очень дорого для джентльменов удачи (для леди – тоже). За кражу у физлица давали немного, а вот у цеха или какой-нибудь лаборатории...
Маслова понимала, что «левые тортики» и чудо-хитрости с кремом влекут за собой ответственность. Но ей так хотелось порадовать мужа обновками! А что же Коля? А он стал изображать невинность – мол, ничего не знал, не понимал, и вообще ...испугался.
Он за себя переживал: что скажут в институте, как это отразится на его научных изысканиях, как теперь жить, имея жену-уголовницу? Она ради него пошла на всё. Он даже не потрудился быть тактичным. Его не хватило на слова утешения. Их говорят Масловой её преследователи – Томин и Знаменский, а родной человек… Увы.
Zina KorZina (c)
- Статьи о делах Знатоков:
1. Дело №6. Подпольная миллионерша, золото и бельгийский браунинг.
2. Дело №10. Мусор и манекенщицы.
3. Дело №11. Мажор и его мамочка.
4. Дело № 13. Плохие и хорошие парни, пистолет ТТ и любовь Пал-Палыча.
5. Дело №16. Фрукты-овощи и поддельная биография.
6. Дело № 20. Подлый Бонапарт, звезда романсов и эффектные кражи.