Телепроект «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989) – замечательное пособие для тех, кто хотел бы изучать нашу тогдашнюю действительность! Сегодня у нас обсуждение Дела №16 – «Из жизни фруктов» (1981), где под фруктами подразумевались не только яблоки да груши, но, главным образом, люди, оказавшиеся возле «кормушки» и не сумевшие пройти мимо соблазнов. Экие фрукты! Не секрет, что снабжение овощами и фруктами не являлось сильной стороной советской торговли...
Овощебазы, рынки и магазины с вывеской «Овощи – фрукты» были извечными рассадниками аферистов и махинаторов. Конечно же, не все, кто работали в этой системе, воровали и придумывали хитроумные схемы, вроде той, что изобразили в «Жизни фруктов», однако, случаи имели место – в сатирическом издании «Крокодил», киножурнале «Фитиль», программе «Человек и закон» - везде освещали преступную деятельность «фруктов». Нажиться на левых отгрузках своим людям - проще простого.
Перед нами – лихо отлаженная структура, возглавляемая благообразной и симпатичной директрисой Антониной Чугунниковой. Она выглядит, как прямодушный и честный партиец, а не какая-нибудь толстомясая, крашеная тёть-Маня с бриллиантами на каждом пальце. Чугунникова славится тем, что у неё всё – правильно и чётко устроено, да и сама она - почти идеал. Всегда выслушает, позаботится о работниках, стребует для них льготы и квартиры. Ей верят и - её приводят в пример. И вдруг что-то пошло не так…
В этой серии интересна не сама фабула, но два момента, связанных с материально-социальными ценностями 1970-1980-х. Во-первых, монолог начальника разгрузочного цеха, бывшего …учителя по фамилии Васькин и… Во-вторых, ...нет, второй момент мы рассмотрим чуть позже. Этот самый Владимир Васькин повествует о своей тяжкой доле – мол, только на джинсы и кофточки деткам уходят целые тысячи. Не говоря уже о машине, даче, гараже и кооперативной квартире.
- Отрывок взят в видеоблоге автора текста.
Я хорошо помню детей работников торговли – они бывали «упакованы» даже лучше классических мажоров (чьи родители ездили за границу или же занимали высокие должности) но всё равно казались… как бы вторым сортом. Деньги деньгам рознь. Дочь деловара-Васькина и дочь директора комбината - разные весовые категории, при том, что джинсы одни и те же. Кроме того, Васькин указывает, что вещи – именно из «Берёзки», где отпускался товар за чеки Внешпосылторга. А их платили только выезжавшим за рубеж.
Такие пронырливые и алчные васькины покупали чеки по определённому курсу у загранкомандировочных, а это считалось незаконной денежной операцией – на чеках значилось, что они не подлежат перепродаже. За это и посадить могли, к слову. Но кого это останавливало - ради джинсов родным домочадцам! И тут перед нами разворачивается тема Елены - дочери директрисы Чугунниковой. Та выросла в атмосфере многолетнего вранья – девочке говорилось, что она – из генеральской династии, а отец – погиб (там не конкретизируется, где и как).
И вот – второй презанятный нюанс. Елена, будучи в компании, сказала, что у них была когда-то роскошная дача в Барвихе и показала её друзьям – те подняли на смех невольную врушку, ибо дача-то оказалась известной – сначала принадлежавшей поэтессе, потом некоему знаменитому актёру. Зачем это материнское враньё? Зачем эти мифы о героической родословной? Не только, чтобы Лена выросла гордой, как ей призналась мать. Потому что гордиться реальностью, то есть папой-студентом, который не захотел ребёнка и слинял – не приходится.
Чугунниковой было нужно оправдать свои колоссальные траты перед умненькой дочерью – поняв, что никакой «генеральской дачи» и многотысячного наследства не было, она тут же спросила: «Мама, а на какие средства мы так шикуем?» Я представляю, что чувствовала тонкая и чувствующая девушка - у неё мир полетел в тартарары. Кстати, авторы сериала почти никогда не делали антигероев полностью отрицательными – всем даётся шанс на исправление. Даже расхитителям государственного добра.
И Антонина Чугунникова на комиссии, уже приготовившись к очередной красиво построенной лжи, находит в папке записку Лены: «Мама, если хочешь, чтобы я осталась с тобой — будь честной» и мы понимаем, что хорошая девушка скорее примет мать-уголовницу, чем мать-врушку. Да. Воровка-то воспитала приличную дочку. Реальные детишки овоще-директоров были менее ранимыми и более циничными (или я не встречала таких, как Лена). Да, всё это наивно и, тем не менее, приятно!
- Статьи о делах Знатоков:
1. Дело №6. Подпольная миллионерша, золото и бельгийский браунинг.
2. Дело №10. Мусор и манекенщицы.