Продолжаем беседу о сериале «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989), а точнее – о нашем советском прошлом, которое в этом проекте выглядит наиболее полно и объективно. Авторы показывали все плюсы и минусы, а также борьбу плюсов с минусами.
И, знаете, плюсы всё-таки побеждали. Сегодня у нас – прелестные-семидесятые, 1978 год – золотое время брежневского правления. Культ книг и высшего образования, ретро-мода и всякие «Небесные ласточки» (1976) по телевизору.
Но! В 1970-х стояла проблема юношеского хулиганства и безнадзорности (не путать с беспризорностью). Молодые люди с гитарами (и без, что чаще) болтались во дворах и подворотнях, дрались, иной раз – нападали на прохожих с целью отъёма кошелька или так – размять кулаки.
Приставали к девчонкам, но в 99 из 100 ничем плохим для фемины это не заканчивалось. В изображении сатирической прессы типовой хулиган 1970-х выглядел примерно так: длинные волосы, футболка с иностранной надписью или претенциозный импортный батник, штаны-клёш, сигарета в уголке рта.
Помните Волка из «Ну, погоди!» с его рубашкой цвета фуксии да лохматыми патлами? Примерно он и есть. Реальность бывала всякой. Но киношных пацанов, готовящихся в «джентльмены удачи», рисовали точно так же. Итак, перед нами Дело №13 - «До третьего выстрела» (1978). Перед нами – группки акселератов.
Одни – слегка бунтуют против папы-мамы, но в целом – хорошие, умненькие, произносят афоризмы и напоминают героев «Ста дней после детства» (1975). Другие – настоящая мини-банда. Ищут повода к районно-уличной разборке. Грубы, наглы, однако, не подлы - в решающей схватке берегут девчонку своих врагов.
Имеется и Виктор, уже опытный, коварный жулик, работающий в сцепке с рецидивистом Бондарем, но об этом - чуть позже. Нам показывают, что все эти юные существа растут сами по себе – родители вечно заняты и не особенно заморочены воспитанием подрастающего поколения. Предки наши и впрямь были заняты - индустриальный социум требовал включения и самоотдачи.
Главное - завод, лаборатория, отдел, план, отчёт... Поэтому в сюжет вводят инспекторшу по делам несовершеннолетних, выпускницу юрфака – очень симпатичную Тонечку (аж Анна Каменкова, игравшая интеллигентных красавиц в ту пору).
Меж ней и Пал-Палычем Знаменским, этим вечным холостяком, появляется взаимная симпатия. Очень робкая. Но главное - работа (наша служба и опасна, и трудна...). В те годы детская комната милиции не пустовала, в 1980-х – тем более.
В центре внимания – пистолет ТТ, принадлежавший матёрому преступнику Бондарю, но случайно попавший к мальчишке по кличке Гвоздик. Хотя, он явлен, как трудный ребёнок – мать дворничиха, с папой – сложности, однако же, Гвоздик - хороший и водит компанию с приличными детками, у которых «всё есть», особенно – будущее.
Отлично подано, как оружие становится жестоким союзником незрелых умов. Власть оружия – штука злая. Крышу сносит и мужикам, а тут – ребятки, мечтающие о самостоятельности, и пистолет им даёт чувство мнимой свободы. С такой вещью ты - король.
Антипод Гвоздика – прожжённый Виктор Лабазников («говорящая» купеческая фамилия, в «Знатоках» любили такие жесты). Витя уже встал на преступную дорожку и хладнокровно идёт к своей цели. Он ни перед чем не пасует - даже перед мокрым делом, говоря языком уголовного мира.
Его отлично сыграл Леонид Каюров (сын Юрия Каюрова) – он в те годы постоянно изображал хулиганов и уголовников. Типаж годился – узкое лицо, умный и недобрый прищур, те самые «локоны», гибкая фигура.
Сейчас Леонид Юрьевич – протодиакон и служит в храме Архистратига Божьего Михаила при Клиниках на Девичьем Поле. Не буду пересказывать закрученный сюжет. Разве что финал – печальный, а Знаменский так и остался один. Да, Тоня могла выжить, но, ...Знаменский в последующих сериях показан, как холостяк...
Zina Korzina (c)
- Статьи о делах Знатоков:
1. Дело №6. Подпольная миллионерша, золото и бельгийский браунинг.
2. Дело №10. Мусор и манекенщицы.
3. Дело №11. Мажор и его мамочка.
4. Дело №16. Фрукты-овощи и поддельная биография.
5. Дело № 20. Подлый Бонапарт, звезда романсов и эффектные кражи.