Продолжаем вспоминать и - разбирать эпизоды старого-доброго сериала «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989). Сегодня – яркий перестроечный выпуск. Дело №21 – «Без ножа и кастета» (1988), где глава ДЭЗа (или, как его привычно именовали – ЖЭКа) Максим Семёнович Мусницкий создал настоящую мафию, пользуясь поддержкой вышестоящих чиновников.
Эта серия интересна тем, что можно увидеть весьма обшарпанный центр Москвы – никто особо не заморачивался эстетической ценностью «древних стен» и было очень много «заброшек» (в одной такой заброшке хранилась и машина времени «Гостьи из будущего» (1985)). Эти домики пошли на слом уже в 1990-х годах.
Глава «Без ножа и кастета» - динамичная и острая, несмотря на скучную ДЭЗовскую тему, но, вместе с тем, тут избыток плакатной риторики. Всё как-то прямолинейно и даже фамилия главного антигероя звучит …неприятно, с точки зрения фельетонно-разоблачительной практики. В перестроечные времена ненадолго вернулась подзабытая манера – давать красивенько-противные фамилии «плохим людям».
С фамилией Мусницкий в 1920-1950-е годы мог быть шпион, предатель, растратчик, брачный аферист (фамилии на «-ский» звучали враждебно – то ли дворянские, то ли польские или еврейские). Потом, в 1960-х, перестали маркировать столь грубым образом… Кроме того, в фильме присутствует «мажорная» девушка Изабелла. Из той же серии, что и Мусницкий.
Тема хищений жилконторы не так «вкусна», как лав-стори Изабеллы и некоего Алика – духовного наследника Остапа Бендера, решившего жениться на красивой, сытой девушке, чтобы беспрепятственно покопаться в тайниках её родителей. А они у Беллы – примечательные. Отец – бывший валютчик Нарзоев, а мать - …приятельница того самого Мусницкого.
На эту дивную квартиру Алика навела его давняя напарница – портниха Нарзоевых. Алик внешне – обычный и скучно-потёртый. Но он – ловкий жулик и знает, как подбирать ключи к дамскому сердцу. А заодно – к припрятанным золотым червонцам и прочей лепоте (кстати, червонцы оказались великолепной подделкой и много лет назад Нарзоевых обманули).
А какая там мамочка – София Рашидовна (Лидия Федосеева-Шукшина играет примерно тот же тип, что и в телефильме «Взятка» (1983)! И квартирка там нетривиальная – никаких стандартных двушек-трёшек а-ля такая-то улица Строителей. Сразу видно, что оборудован целый барский этаж в доходном доме эпохи Ар Нуво.
- Отрывок взят из видеоблога автора текста.
Правда, обстановка – попса с претензией, как бывало у «приличных» жуликов, типа Софы Нарзоевой и разных «высокопоставленных» торгашей. Изабелла – просто картинка тогдашних мод. Естественно, дублёнка и сапожки из «Берёзки», пуловеры ядрёных расцветок, эффектные драгоценности.
Чем Алик заманил Беллочку? Разговорами о загранице, куда его – крутого работника – вот-вот направят, поэтому срочно понадобилась умная и красивая жена (в заграничку могли не пустить бессемейного человека). А вообще Изабеллочку жаль – она не высокомерна, искренна и реально полюбила этого жулика! Но такая уж у её семейки планида – притягивать уголовщину.
В фильме - шквал перестроечных мотивов. Это сейчас кажется, что все и вся хотели развалить соцлагерь и зажить весёлым капиталистическим балаганчиком. Ничуть не так. Перестройка намечалась, как повышенный контроль, наказание взяточников и бюрократов, наведение порядка в каждой сфере. Поэтому и звучит мотив жёсткого возмездия – Мусницкий и Нарзоева лишь низовые исполнители, а верёвочки тянутся наверх…
Zina Korzina (c)
- Статьи о делах Знатоков:
1. Дело №6. Подпольная миллионерша, золото и бельгийский браунинг.
2. Дело №10. Мусор и манекенщицы.