Федеральная Антимонопольная Служба предлагает полностью запретить валютные контракты внутри России, что также потребует внесения изменений в Гражданский Кодекс, на данный момент разрешающий подобные действия.
Что это означает? Согласно действующему законодательству, все расчеты внутри страны и так производятся только в рублях, но суммы оплаты в договорах могут быть привязаны к валютному курсу или каким-либо ставкам, индексам и другим показателям, связанным с валютой или мировыми ценами на продаваемые товары.
Это вполне логично, прежде всего, для импортных товаров и услуг, поскольку является своего рода страховкой от курсовых колебаний, защитой от валютного риска. Цены внутрироссийских контрактов традиционно привязывают к валютным курсам или индексам металлургические компании, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании, финансовые компании и множество других, вплоть до мелких предпринимателей и интернет-магазинов.
И вот, ФАС хочет все это запретить, о чем подготовила и направила на рассмотрение соответствующий законопроект. Также есть информация, что документ уже согласовал Минфин.
Если законопроект будет принят, то все новые договоры уже не смогут содержать подобных условий, а все действующие потребуют внесения изменений в течение 30 дней с момента официального опубликования закона. Также в законопроекте сказано, что если за отведенное время стороны не придут к соглашению, то исполнение договора должно будет автоматически проводиться по курсу рубля или индикаторам цен на мировых товарных рынках по состоянию на 1 января 2022 года (например, официальный курс доллара США на эту дату составлял 74,29 руб).
Что получается? Условный импортер, закупающий товар за рубежом, например, за 200 евро, продавал его в России, допустим, за рублевый эквивалент 220 евро, зарабатывая свои 10% разницы. Теперь он не сможет указать в договоре "цена составляет рублевый эквивалент 220 евро", а должен будет обозначить точную сумму в рублях.
К чему это приведет? Правильно - к очередному витку роста цен, причем сильному. Почему? Потому что если этот наш условный импортер укажет сумму в рублях по действующему курсу, при нынешних курсовых колебаниях, этот курс может измениться на его 10% прибыли даже в течение нескольких дней. Тогда он ничего не заработает. А далее - на 20%, и тогда ему придется продавать в убыток.
Чтобы защитить себя от подобных колебаний, не имея возможности привязать цену к валютному курсу, бизнесмен, во-первых, просто поднимет ее не на 10%, а допустим, на 30-40%.
Во-вторых, он, вероятнее всего, будет требовать 100% предоплаты, и только получив рубли, сразу же купит за них валюту, чтобы оплатить и заказать товар. То есть, заказчику придется долгое время ждать.
Ну и в-третьих, он, скорее всего, заключит договор на очень маленький срок или на разовую поставку, ведь ни о какой стабильности цен в рублях и долгосрочном планировании сейчас и речи быть не может.
Это только самые очевидные последствия возможного запрета привязки договорах к доллару и евро. Еще раз, простыми двумя словами - рост цен.
Все эти и другие риски увидел и Исследовательский центр частного права им. Алексеева при президенте РФ, который проводил оценку данного законопроекта и дал свое негативное заключение. "Такой подход категорически недопустим" - резюмировали эксперты.
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!