Многие зарубежные художники были без ума от русских женщин. Их поражало сочетание удивительной внутренней силы и аристократической внешности. Пабло Пикассо не стал исключением – несколько лет его музой была русская балерина Ольга Хохлова.
Балерина Ольга Хохлова стала известна после того, как Сергей Дягилев познакомил всю Европу с русским искусством во время прославленных гастролей, названных «Русские сезоны». Зрителей восхитило изящество, тонкость и легкость русских танцовщиц и многие из них остались в Европе.
Все началось с «Русских сезонов»
В 1917 году Пабло Пикассо сотрудничает с Сергеем Дягилевым и Жаном Кокто – он создает костюмы и декорации к балету «Парад». Художник уже был известен как родоначальник кубизма, поэтому публика была предвзята, ведь новое искусство нравилось не всем. Пикассо умело воздействовал на людей: создав реалистичный занавес он «успокаивал» их понятным изображением, но когда занавес поднимался, то все видели монохромные декорации, которые обозначали здания в перспективе и некое пространство, похожее на пустую раму от картины.
Музыка Эрика Сати в духе модернизма возмущала публику, и к концу спектакля в зале нарастало раздражение. Большинство критиков разделяли недовольство новыми формами, но Аполлинер, написавший вступление к программке, писал, что «сочетание хореографии Мясина и декораций Пикассо произвело на свет своего рода реализм высшего качества (сюрреализм), который и возвещает пришествие Нового Духа».
В этой постановке танцевала и Ольга Хохлова, где с ней и познакомился художник. Пикассо старался завоевать девушку эпатажными выходками и не имел серьезных намерений, но барышня никак на него не реагировала. Дягилев посоветовал художнику изменить тактику и сказал известную фразу: «На русских надобно только жениться». Вскоре труппа поедет на гастроли, а балерина поедет вместе с Пикассо в Барселону, чтобы познакомиться с его родителями.
Начало семейной жизни
Родители художника были не особенно довольны выбором сына и не поддерживали его желание жениться на иностранке. Чтобы помочь примириться с выбором, Пикассо пишет портреты Ольги Хохловой в испанских нарядах, подчеркивая, что этническая принадлежность не имеет ничего общего с истинным темпераментом девушки. В сознании многих сложился стереотип, что Пикассо исключительно кубист, и всего работы представляют собой неясные геометрические формы, однако это суждение несправедливо: живописец превосходно владел реалистической художественной манерой.
Еще один портрет Ольги в мантилье написан исключительно для матери художника, чтобы победить ее национальные предрассудки. С появлением Ольги Хохловой в творчестве Пикассо начинается классический период. Русская муза сама считала, что она дана живописцу для того, чтобы вернуть его к истинному искусству и помочь ему преодолеть увлечение странными модернистскими стилями. Живописец стремится к классике не только по настоянию жены, но абсолютно искренне: вдохновлявшая его Ольга напоминала ему греческих богинь и Мадонну одновременно, и единственный метод, с помощью которого возможно было запечатлеть ее совершенную красоту – реализм.
Восхищение материнством
В 1921 году у Хохловой и Пикассо родился сын. Художник был восхищен новой ипостасью супруги и основной темой в начале 20-х годов в его живописи стало материнство. В это время художник постепенно переходит и к новому типу красоты: все женщины в его картинах постепенно становятся более приземистыми, черты их лиц более грубые, и от балетной легкости не остается и следа.
В картине «Мать и дитя» черты Ольги становятся условными: важен не ее конкретный облик, а воплощенная ею матрона, благочестивая мать. Преобладание светлых оттенков помогает создать впечатление идиллии, спокойствия и светлой радости рождению ребенка. Тело художник изображает нарочито, преувеличено мощно и ни в фигуре, ни в лице не чувствуется былого изящества. В этот момент Хохлова перестает быть для Пикассо бесплотной музой, а становится только матерью сына. Некоторые искусствоведы определяют начало периода «больших женщин» в творчество, подчеркивая изменения в его понимании вечной женственности и красоты.
Краткое возвращение к образу изящной красоты происходит в 1923 году, когда художник создает «Портрет Ольги в задумчивости». Пикассо возвращается к изысканности силуэта, что особенно видно в том, как он изображает ее руки с тонкими лентами золотых браслетов. Отголосок «голубого периода» в преобладании синего цвета, являющегося абсолютной доминантой в этом образе.
«Портрет Ольги» 1923 года практически последняя работа Пикассо в классических традициях. После расставания с супругой в 1927 году живописец окончательно отказывается от реалистических изображений и возвращается и кубизму и сюрреализму. Общий сдержанный колорит этой работы подчеркивает сдержанность и строгость характера женщины, никогда не позволявшей себе устраивать выяснения отношений и скандалы ни по одному поводу. Мать Пабло еще в юности предупредила Ольгу: «Ни одна женщина не может быть счастлива с ним, он любит только себя и своё искусство». Вероятно, помня об этом, супруга спокойно относилась ко всем увлечениям маэстро кубизма. Вскоре, однако, от ее выдержки не осталось и следа: измученная его изменами она преследовала художника на улицах и посылала ему репродукции Рембрандта, пытаясь вернуть его на путь «истинного искусства».
Итог семейной жизни
В 1927 году отношения Хохловой и Пикассо портятся и супруги разъезжаются. Художник не захотел делить имущество, поэтому официальный развод так и не состоялся: Ольга до своей смерти осталась женой художника.
Русская муза Пабло Пикассо вдохновляла его на обращение к классике. Отказ от модернистских исканий стал для художника плодотворным: он создал множество работ в реалистической манеры, открыв свой талант совершенно с другой стороны.