В силу большого перерыва в написании текстов, мне сразу достаточно сложно вернуться во второй раз в хронологическую реку и опять начинать писать о 2010 годе. Ровно на этом периоде я остановился в своих воспоминаниях в Дзене. В общем, будет вступать в эту холодную воду постепенно, мелкими шажками и теоретическими рассуждениями.
А когда на теории восстановим форму, вернемся и к практическим воспоминаниям. Итак, о чем я хочу порассуждать в данной статье, так это о том, что такое на самом деле клуб, если попробовать посмотреть на него с дистанции в десяток прожитых лет. Примерно столько я не занимался клубами в том историческом контексте, в котором они существовали в десятые годы двадцать первого столетия.
Что же это такое было? Концертная площадка? Безусловно, но не только. Место, чтобы набухаться? Разумеется, но не только. Пространство для встреч с близкими по духу людьми? Это, наверное более точно.
По сути дела, главное отличие клубов от более поздних событийных формирований типа концертных площадок, состояло именно в том, что мы создавали некое маркированное пространство, в котором "свои" тут же опознавали дружественную атмосферу и получали повышенную вероятность встретить людей, предельно близких по духу, образу жизни и мысли.
То есть, на самом деле, мы прежде всего занимались построением сообщества, тем самым модным направлением, которое сейчас принято называть Community-management. При этом, мы сами себе не отдавали в этом отчета, это происходило естественно и спонтанно. Мы то думали, что прежде всего занимаемся продвижением культуры в массы, организацией культурных событий. И все наши силы и все наше внимание было направлено именно на это.
А работа с сообществом, с целевой адуиторией, то есть на самом деле с самым ценным ресурсом, который был у нас в руках, к сожалению, отходила на второй план.
Безусловно, мы всегда имели в виду наших гостей, когда занимались рекламой. В данных процессах наши посетители становились объектом наших интересов. Но, если бы мы осознавали всю мощь и созидательную ценность данного ресурса, его, как принято сейчас говорить valuable, мы бы смогли достичь гораздо более ощутимых результатов. Точно бы нашли другие способы монетизации этого канала. А самое главное, могли бы, грубо говоря, вынимать свое сообщество из очередного контекста и переносить его в следующий. Притом, даже необязательно, чтобы следующий контекст был поход на предыдущий.
То есть, совершенно необязательно было бы после закрытия клуба "Танцы" открывать новую физическую площадку, чтобы сохранить свою аудиторию и зазывать ее туда. Можно было усиленно развивать, например, сетевое сообщество близких друг другу людей и потом через него продвигать новые идеи и проекты.
Мы безусловно это делали, но, повторюсь, по остаточному принципу. В итоге не собрали и половины возможных дивидендов. Под дивидендами я, кстати, подразумеваю, не только материальные ценности, но и дополненную культурную составляющую.
Если сейчас смотреть на все мои клубные затеи в таком ракурсе, то становится очевидно, что концерты, при всей их кайфовости и при том, что они дали огромную пищу для воспоминаний, тех же моих мемуаров в Дзене, важны были в первую очередь совсем не этим. Они служили лакмусом, способом опознавания своих и чужих, тем самым инструментом дискриминации, который позволял отсеивать лишних для сообщества людей. Опять же, вспомним модное слово, - токсичных людей.
Кстати, о дискриминации. Возможно, это слово немного напряжет вас в контексте разговора о культурных демократичных пространствах. Но не все так страшно. В этом термине есть не только негативные, но и вполне положительные коннотации.
Впервые в подобном значении я услышал это слово недавно из уст одного из самых важных клубных деятелей Москвы и Петербурга Димы Ицковича. О нем я обязательно сделаю отдельно статью. А пока, вкратце изложу суть мспольщования термина - дискриминация - это некие придуманные правила игры, соблюдая которые или отказываясь соблюдать, вы даете информацию о себе и о той социальной страте, к которой вы принадлежите.
Например, если вы откроете клуб и сделаете в нем классный книжный магазин, вы тем самым отсеете тех, кто ждет от заведения стриптиза, кальяна и наркотиков. Или, например, вы можете ввести в проект дискриминацию по денежному принципу и устроив платный и дорогущий вход, вы тем самым промаркируете свое пространство, как предназначенное для определенного класса состоятельных людей.
В общем, дискриминация это инструмент фильтрации и одновременно рекомендательный сервис.
Полезная вещь. есть над чем подумать. И насчет клубов, как прежде всего сообществ тоже предлагаю всем нам поразмышлять. Очень и очень занятно получается.