4 основные ошибки при обслуживании АКБ автомобиля

Средний срок службы автомобильного аккумулятора – 3–5 лет, а гарантия на батарею обычно и вовсе всего 12–36 месяцев. При эксплуатации в неблагоприятном для АКБ режиме (частые холодные запуски, непродолжительные поездки, движение в плотном трафике), его заряд может снизиться настолько, что не позволит запустить двигатель. Нередко это случается с батареями в автомобилях, с момента выпуска которых прошло не больше 3 лет. Избежать этого и продлить срок службы автомобильного аккумулятора до 8–10 лет поможет его регулярное обслуживание. Но только при условии, что оно будет проводиться правильно и своевременно. В этой статье разберем основные ошибки при обслуживании АКБ автомобиля.

Ошибка №1 Обслуживание аккумулятора только после безуспешного запуска или падения напряжения ниже 11В.

Применявшиеся ранее малосурьмянистые (Sb/Sb) аккумуляторные батареи, от выпуска которых уже отказалось большинство производителей автоаккумуляторов, можно было восстановить простейшим зарядным устройством даже после разрядки в ноль. Однако в большинстве современных моделей с завода установлены кальциевые (Ca-Ca) АКБ, особенностью которых является существенное падение емкости (на 30–50%) даже при однократном глубоком разряде. При эксплуатации этих батарей нельзя допускать падения напряжения ниже 11,8 В, а уже при достижении значения 12,3 В начинается процесс сульфатации пластин, который резко сокращает емкость и срок службы батареи. Если режим эксплуатации автомобиля не позволяет аккумулятору полноценно заряжаться, обслуживать его следует регулярно при падении напряжения после простоя в течение 8 часов до отметки 12 В.

Проверка и зарядка АКБ
Проверка и зарядка АКБ

Ошибка №2 Неправильный выбор режима зарядки, зарядного тока и напряжения

Современные Ca-Ca, EFB и AGM аккумуляторные батареи достаточно придирчивы к режиму и условиям заряда. Если раньше при зарядке малосурьмянистых достаточно было установить постоянное напряжение и дождаться падения тока или закипания электролита, то теперь всё иначе. Довести заряд современных аккумуляторных батарей до 100% можно лишь с помощью многоступенчатого алгоритма, при этом значение зарядного напряжения и тока, а также продолжительность цикла, определяются параметрами конкретной АКБ. Так, кальциевые сначала заряжаются постоянным напряжением 14,5–15 В (точная величина указывается производителем) и током не более 10% от емкости до тех пор, пока ток не снизится до значения 0,1–0,5 А. О том, что цикл основного заряда завершен, говорит стабилизация тока на одном уровне в течение 2 часов. После этого, для достижения полного заряда, необходимо зарядить аккумулятор напряжением 15,8–16,3 В и током не более 3% от емкости в течение 2–3 часов. Для AGM аккумуляторов значения тока и напряжения будут иными. А если АКБ пострадал от глубокого разряда, дополнительно потребуются контрольно-тренировочные циклы для выравнивания плотности электролита и десульфатации пластин.

Ошибка №3 Использование неподходящего зарядного устройства

Данная проблема напрямую связана с предыдущей. Воспроизвести сложный многоступенчатый алгоритм зарядки современных аккумуляторных батарей с помощью примитивных трансформаторных устройств без измерительных приборов практически невозможно. А маломощные зарядки на базе источников тока, напряжение на входе которых не превышает 15 В, физически не способны полностью зарядить батарею. Если нет желания разбираться в нюансах, лучший вариант – использование автоматического зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов. В данном случае оптимальный алгоритм будет выбран автоматически – достаточно указать устройству тип АКБ, а некоторые модели даже способны определить его самостоятельно. При выборе ЗУ следует обратить внимание, чтобы оно было способно выдавать напряжение до 16 В, а также на максимальный зарядный ток – он должен быть не меньше 10% от номинальной емкости батареи, иначе процесс зарядки может продлиться более 12 часов.

Ошибка №4 Доливка электролита вместо дистиллированной воды

В процессе зарядки аккумуляторной батареи, в том числе от автомобильного генератора, в результате электролиза часть электролита переходит в газообразное состояние. При этом «испаряется» из аккумулятора вода, а не кислота. Именно поэтому при снижении уровня электролита при обслуживании доливать нужно дистиллированную воду. В этом случае после зарядки до 100% электролит приобретет расчетную плотность (1.28±0.01 г/см³). Если же вместо воды добавить концентрированный электролит, содержащий около 40% серной кислоты, это приведет впоследствии к значительному повышению плотности и разрушению свинцовых пластин. Использовать готовый электролит для незалитых батарей можно лишь в том случае, если при обслуживании из аккумулятора был полностью удален старый. При этом возможно дополнительно придется корректировать его плотность.