Найти тему

«У российского бизнеса появляются новые возможности»

Экономист — о том, как извлечь выгоду из кризиса и не прогореть

Уже две недели российская экономика переживает непростые времена. Инвесторы и предприниматели находятся в особенно трудном положении: не ясно, как дальше вести бизнес, диверсифицировать портфель и в какие активы инвестировать. Вопросов больше чем ответов. Самые насущные из них ORAX задал экономисту Елизавете Александровой — руководителю направления финансового анализа российской компании Versus.Legal. Опираясь на собственный опыт сопровождения бизнеса крупнейших инфратсруктурных инвестпроектов, она осторожно спрогнозировала, что ждет Россию в ближайшие месяцы и рассказала, что не все так плохо, как может показаться в приступе паники.

Елизавета Александрова окончила экономический факультет СПБГУ и имеет большой опыт финансового сопровождения  крупных инвестиционных проектов. Елизавета консультирует крупные компании и государственные структуры по вопросам, связанным с финансированием ключевых инвестиционных проектов, и проводит финансовую экспертизу проектов и сделок в самых разных сферах. Сопровождала проект морского пассажирского порта в СПБ , проект создания и эксплуатации трамвайной сети в Купчино, проект автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и другие.

Как можно сформулировать главную проблему, с которой столкнётся российская экономика в краткосрочной перспективе?

—  Можно выделить сразу несколько ключевых проблем, с которыми столкнётся российская экономика. Первая из них – сильнейшая волатильность курса рубля. Вторая важная для экономики и бизнеса проблема – нарушение привычных цепочек поставок, которые складывались годами или даже десятилетиями. С 2014 года некоторые российские производители пытаются заниматься импортозамещением, но далеко не всегда европейскую или американскую продукцию можно заменить отечественными или китайскими аналогами. В качестве ещё одной проблемы можно выделить серьёзный отток иностранного капитала из России. Иностранные компании были крупными налогоплательщиками и обеспечивали занятость десятков тысяч людей. Их уход станет причиной роста безработицы и других негативных тенденций в экономике. Значимым фактором является и эффективность государственной поддержки отечественных компаний. Также важно отметить проблему нарушения стабильного функционирования российского финансового рынка. Это связано в первую очередь с резким повышением Центральным банком ключевой ставки, что повлекло за собой серьёзные трудности в привлечении бизнесом заёмных средств. Кроме того, столь высокая ключевая ставка снижает рейтинги России на биржах и отпугивает потенциальных иностранных инвесторов.

—  Чем отличается текущая ситуация от других экономических кризисов в новейшей России?

—  Кризис 2022 года коренным образом отличается от других трудностей, с которыми сталкивалась российская экономика в последние 30 лет. Кризис 1998 года, с которым периодически сравнивают текущую ситуацию, был преимущественно связан с внутренними проблемами российской экономики. Проблемы в ведущих мировых экономиках были незначительным фактором. Кризис 2022 имеет внешний характер. До 24 февраля 2022 года и последовавших за ним последствий российская экономика была в неплохом состоянии: ЦБ располагал большим объёмом золотовалютных резервов, у России был позитивный платёжный баланс и так далее. Текущий кризис связан не с внутренними структурными проблемами нашей экономики, а с внешними факторами вроде санкций, ухода большинства компаний из России, резким сокращением числа экономических инструментов борьбы с кризисом. Последнее обусловлено заморозкой золотовалютных резервов Центрального банка России и запретом на проведение операций с Фондом национального благосостояния.

От кризиса 2014 года текущая ситуация отличается тем, что степень санкционного давления в тот период была совершенно иной. Сейчас ограничения, наложенные на российскую экономику, имеют гораздо более жесткий характер. При этом мне кажется, что сейчас мы лучше готовы к подобному кризису, чем восемь лет назад. Сейчас Россия располагает большим объёмом экспорта и самостоятельно обеспечивает себя некоторыми базовыми предметами быта и пищевой продукции. По сравнению с 2014 годом Россия снизила объёмом резервов в евро и долларах, разработала систему внутренних банковских платежей и сумела развить импортозамещение в некоторых отраслях.

— Органы власти часто говорят о возможности национализации инфраструктуры зарубежных компаний, прекративших деятельность в России. Как Вы думаете, возможно ли это? И вырастет ли роль государства в российской экономике в результате кризиса?

— Я думаю, что это вполне вероятно. Действительно трудно понять, что делать с производственными мощностями, оставшимися после ухода западного бизнеса из России. При этом остаётся неопределённым порядок этой национализации. Предложенный российскими властями механизм национализации сильно похож на процедуру банкротства. Я думаю, что национализированные активы западных компаний в итоге будут приватизированы российским бизнесом. Рост значения государства в экономике России вполне возможен, в первую очередь из-за необходимости поддержки отечественных компаний.

— Есть ли у кризиса 2022 года какие-то позитивные стороны ?

— Главная позитивная сторона – появление большого числа свободных сфер, конкуренция в которых резко упала после ухода иностранных компаний. Например, теперь российские предприниматели смогут быстрее развивать своё производство тканей и одежды. Возможно, теперь мы будем самостоятельно производить бытовую химию. В целом это можно назвать позитивным аспектом. Плохо, что уход крупных западных компаний с российского рынка оказался столь масштабным и внезапным, но у российского бизнеса в связи с этим все же появляются новые возможности.

— Как вы оцениваете недавно принятые меры поддержки российской экономики, такие как амнистия капиталов, кредитные каникулы, освобождение малого и среднего бизнеса от проверок?

— Любую поддержку бизнеса со стороны государства я воспринимаю позитивно. Вопрос в достаточности такой поддержки. Я убеждена в том, что введенные сейчас меры – только начало государственной поддержки бизнеса, потому что принятых мер явно недостаточно для поддержки бизнеса и отечественной экономики. Необходимо и дальше предоставлять российским предпринимателям налоговые и административные льготы, менять судебную практику по налоговым и некоторым экономическим преступлениям. Следовало бы провести амнистию осуждённых за мошенничество.

-2

— Мы много говорим про новые возможности бизнеса в сложившихся условиях. Может ли дать такие возможности криптовалюта?

— Решающую роль здесь будет играть регулирование криптовалюты в России. Как известно, среди федеральных органов власти существуют различные точки зрения по этому вопросу. Вероятно, есть два основных варианта регулирования криптовалюты в России: отсутствие системного регулирования криптовалюты, что превратит расчёты с её использованием в чёрный рынок, или введение понятного, простого и мягкого регулирования, которое позволит бизнесу и потребителям использовать криптовалюту для проведения финансовых операций. Активное использование бизнесом криптовалюты в качестве средства платежей может оказаться хорошим выходом и по причине необходимости отказа от долларовых расчётов с контрагентами.

— Поговорим немного про российских инвесторов. Что им делать в сложившейся ситуации? Стоит ли покупать акции российских компаний?

— Общий совет – не предпринимать активных действий из-за очень сильной неопределённости. Дать какие-то рабочие прогнозы на ближайшие несколько недель очень сложно. В краткосрочной перспективе нельзя точно сказать, что будет с акциями отечественных компаний, поэтому покупать их в ближайшие недели не стоит. Можно как пропустить резкий рост, так и получить гигантские потери. Дело в том, что из-за обстановки полной неопределённости стоимость акций отечественных компаний сейчас подвержена очень сильным колебаниям. С точки зрения консервативного подхода, думать о каких-то активных действиях стоит через несколько месяцев, когда экономическая и политическая ситуация может стать более ясной и стабильной. Диверсифицировать портфель вряд ли возможно. Следовало это делать до кризиса, увеличивая долю активов в долларах и евро в своём инвестиционном портфеле.

— Что в краткосрочной перспективе случится с ценами на жильё? Стоит ли в него инвестировать?

— Есть две полярные точки зрения по поводу стоимости жилья. Их сторонники сходятся только в том, что в ближайшие месяц-два стоимость жилой недвижимости будет резко расти из-за всплеска спроса, особенно на небольшие квартиры в новостройках. После этого возможны два сценария. С одной стороны, вполне вероятно резкое падение цен на недвижимость на первичном и вторичном рынке из-за сильного падения спроса на жильё вследствие сокращения покупательной способности людей и недоступности ипотечного кредитования. С другой стороны, из-за сокращения предложения на первичном рынке и роста издержек застройщиков цены на недвижимость, особенно на квартиры небольшой площади в Москве и городах-миллионниках, могут пойти вверх. В качестве инвестиции можно рассмотреть покупку студии или однокомнатной квартиры эконом-класса в Москве или крупном провинциальном городе. В таких населенных пунктах маловероятно падение цен на жилье эконом-класса в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Покупать жильё большой площади, недвижимость комфорт-класса и выше я бы не рекомендовала из-за резкого падения спроса на него в ближайшие годы. Это связано с сильным падением доходов населения в ближайшее время.

— Что в ближайшее время будет с ценами на стройматериалы? Сократится ли объём жилого фонда, вводимого в эксплуатацию?

— Цены на стройматериалы вырастут. Больше всего это коснётся жилья комфорт-класса и выше, потому что именно там преимущественно используются западные материалы, техника и технологии. Из-за разрыва цепочек поставок, сокращения предложения и необходимости искать новых поставщиков цены на такие технологии и материалы заметно возрастут. Строительные материалы, используемые для возведения жилья эконом-класса, вряд ли сильно подорожают, так как уже сейчас большая их часть производится в России или Китае. Инновационные технологии или качественная строительная техника практически не используются при создании массового жилья. Поэтому крупные застройщики, которые занимаются возведением жилых комплексов массового сегмента, меньше всего пострадают от роста стоимости стройматериалов.

-3

Что касается объёма нового жилого фонда, вводимого в эксплуатацию, то в среднесрочной перспективе он точно упадёт. Уже начатые крупными застройщиками проекты будут завершены в ближайшие год-два. Однако запуск новых крупных проектов в сфере недвижимости уже сейчас заморожен из-за неопределённости экономической ситуации. Рост числа «долгостроев» возможен в отношении проектов, в настоящее время находящихся на этапе котлована или строительства первых этажей. Особенно велик риск появления «долгостроев» у мелких застройщиков, которые обычно имеют небольшой запас финансовой устойчивости. Но проекты крупнейших застройщиков, завершенные на 70% и больше, наверняка будут достроены, пусть и с небольшим нарушением сроков.

— Есть ли риск того, что бизнес будет массово распродавать коммерческую недвижимости по очень низким ценам?

— Я думаю, что такого риска сейчас нет. Стоит учитывать, что даже в крупных городах коммерческая недвижимость расположена преимущественно на окраинах. Много коммерческой недвижимости в первых этажах зданий. Судя по первой реакции собственников таких площадей, они не собираются прекращать свою деятельность и продавать коммерческую недвижимость. Риск обесценивания и последующей быстрой продажи неликвидных активов существует в отношении коммерческой недвижимости, расположенной в крупных торговых центрах или на центральных улицах городов-миллионников. Ценность таких торговых площадей упадёт из-за резкого падения спроса на товары премиум-сегмента.

— Что будет с российской экономикой, если через неделю между Россией и Украиной будет заключён мирный договор, и санкции сильно смягчат или вовсе отменят?

— Российская экономика довольно быстро восстановится. ЦБ за счёт размораживания золотовалютных резервов сможет снова поддерживать курс рубля, а средства Фонда национального благосостояния могут быть направлены на реализацию новых инфраструктурных проектов. При таком сценарии по итогам 2022 года российская экономика скорее всего покажет околонулевой рост, что в текущих условиях можно считать позитивным результатом. Специфика текущего кризиса в его исключительно рукотворном характере. Пока полностью не разорваны основные экономические связи и не нарушены все связи с западноевропейскими контрагентами. Поэтому в случае нормализации ситуации российская экономика сможет быстро восстановиться.

ORAX регулярно общается с экспертами в сфере инвестиций в недвижимость. Больше интервью можно почитать на официальном сайте ORAX и в нашем Telegram. Еще у нас есть Facebook и Вконтакте для обсуждений.