Найти в Дзене
Психология

Типы конфликта — понятие, примеры, типы поведения в конфликте

Оглавление

Психология Психология конфликта

Типы конфликтов. Современные социологи и конфликтологи классифицируют конфликты, как правило, по субъекту противостояния, то есть по индивиду или сообществу акторов, выступающих противниками в противостоянии. Кроме того, конфликты также группируются по характеру возникновения, по степени тяжести, по используемому способу разрешения и др. Поскольку каждый день человек сталкивается с индивидами с разным происхождением, система ценностей, взглядов, установок, целей, темперамент и конфронтация неизбежны. Разные индивиды могут по-разному реагировать на одинаковые высказывания. Поэтому недостаточно знать, как разрешать конфликты, важно также рассмотреть виды и причины конфликтов для возможности своевременного анализа ошибок участвующих в противостоянии оппонентов и принятия грамотного решения.

Основные виды конфликтов

Утверждение о том, что любой субъект должен неоднократно сталкиваться с ситуациями конфронтации, бесспорно. Конфликтное противостояние встречается в деятельности абсолютно всех социальных коллективов, групп, институтов, во взаимодействии людей.

Таким образом, можно выделить четыре основных типа личностных конфликтов:

-Конфликт, возникающий внутри индивида;

— конфронтация, возникающая между индивидами;

-противостояние индивида и коллектива;

-противоречие, возникающее между группами.

Внутриличностным конфликтом принято считать внутреннее состояние неудовлетворенности человека какими — либо обстоятельствами своего существования, связанное с противоречивыми устремлениями личности, интересами , потребностями, порождающими стресс и аффект . В внутриличностных противостояниях сторонами выступают различные факторы внутреннего содержания личности, часто противоположные: потребности, ценности, цели, чувства, а не другие личности.

Межличностным противостоянием называют неразрешимое противоречие, которое вызвано несовместимостью взглядов людей, расхождением их интересов, несходством целей и потребностей. Описанный тип противостояния считается наиболее распространенным. Он проявляется в разных условиях по-разному. Так, например, в организациях межличностное противостояние может быть спровоцировано борьбой за ресурсы: производственные мощности, рабочую силу, материальные ресурсы. Каждый из их противостоящих соперников считает, что раз есть нехватка ресурсов, то он должен приложить все возможные усилия, чтобы убедить власти отдать ему имеющиеся ресурсы.

Межличностное противостояние проявляется как столкновение личностей. Поскольку люди обладают разными чертами характера, имеют несхожие взгляды и ценности, часто они не способны ужиться друг с другом. Межличностная конфронтация часто возникает в процессе профессионального взаимодействия людей.

В зависимости от мотивационного аспекта конфронтации выделяют следующие виды межличностных конфликтов:

— конфронтация как агрессивная реакция, возникающая в ответ на блокаду потребностей для выполнения важных целей трудовой деятельности;

— конфликт, возникающий как агрессивная реакция на блокирование личных потребностей, имеющих прямое отношение к производственной деятельности;

— конфронтация, связанная с соблюдением принятых в организации стандартов, возникает, когда личностные конфликты характеризуются несовместимостью ценностей, убеждений отдельных сотрудников организации, не имеющих прямой связи с производственным процессом;

— конфронтации между субъектом и коллективом возникают, когда индивид занимает позицию, радикально отличную от взглядов группы. В процессе функционирования группы формируются групповые стандарты и правила поведения, которым должны следовать все участники. Принятие или непринятие субъекта группой обеспечивается его соблюдением групповых норм.

Кроме того, ряд психологов в зависимости от реальности противостояния или их ложности выделяют следующие виды межличностных конфликтов:

-подлинное противостояние, существующее реалистично и адекватно воспринимаемое;

— случайное или условное противостояние, в зависимости от меняющихся условий, которое неадекватно осознается участниками;

— вытесненный конфликт, который является неявным, но глубоким противоречием;

-неправильно приписываемая конфронтация между участниками, которые ошибочно понимают и интерпретируют проблемы;

-латентное столкновение, то есть еще не существующее в открытой форме (неосознанное участниками);

— ложный конфликт возникает из-за ошибок восприятия или интерпретации, то есть не имеет под собой объективных факторов.

Межгрупповой конфликт возникает между различными коллективами, между малыми группами, входящими в одну большую общность, между отдельными субъектами, представляющими интересы группы. Часто из-за различий в устремлениях функциональные группы внутри организации начинают конфликтовать друг с другом.

Человеческие конфронтации неизбежны, поэтому необходимо изучить виды разрешения конфликтов, которые позволят выбрать оптимальную поведенческую стратегию в ситуации конфронтации и эффективно решить проблему.

Р. Килменн и К. Томас выделили следующие виды разрешения конфликтов: конкуренция (соперничество), уклонение, адаптация (приспособление), сотрудничество и компромисс.

Конкуренция подразумевает удовлетворение, прежде всего, собственных потребностей и интересов за счет угнетения интересов участников противостояния, принуждения соперников принять то решение, которое устраивает индивида.

Уклонение может наблюдаться, когда субъект не отстаивает свои права и не сотрудничает с участниками противостояния для выработки единого решения проблемы, иными словами, уклоняется от принятия решения.

Адаптация выражается в совместных действиях, в которых участники не борются за собственные интересы. Этот тип поведения не подходит для использования в ситуациях, когда одна сторона идет на компромисс интересов, а другая не собирается этого делать.

Сотрудничество-самый эффективный вид разрешения конфликтов. Это также самый сложный тип поведения. Его реализация требует понимания обоими участниками противостояния предмета и причин конфликта, наличия возможностей совместного поиска новых альтернатив, выработки компромиссов, приемлемых для всех участников.

Компромисс подразумевает некоторую уступку в удовлетворении личных интересов всех вовлеченных сторон.

Типы социальных конфликтов

Под понятием » социальный конфликт «часто социологи подразумевают ситуации, подразумевающие несовпадение интересов субъектов, в результате чего, защищая такие интересы, они сталкиваются.

Понятие и виды конфликтов

Социальная конфронтация — открытое противостояние, несогласие двух или более субъектов коммуникативного взаимодействия, основой для которого являются взаимоисключающие ценностные ориентации, противоположные потребности, несовместимые и конфликтующие интересы.

Основными типами личностных конфликтов являются:

— конфронтация, то есть неактивное противостояние участников, характеризующееся конфликтующими социально-экономическими интересами или несовместимыми политическими мотивами (предполагает давление и наличие непоправимых разногласий);

— соперничество, предполагающее борьбу за признание обществом, коллективом, организацию собственного творческого потенциала и личных достижений (цель противостояния в данном случае обнаруживается в демонстрации превосходства, достижении лучших позиций путем преодоления престижных целей);

— конкуренция, которая предполагает получение прибыли, выгоды или предоставление доступа к дефицитным ресурсам или дефицитным товарам;

— поединок, подразумевающий ориентацию противников исключительно на достижение победы, в связи с непримиримостью их разногласий.

Социальные конфронтации и конфронтации являются неотъемлемой частью социального бытия индивида. Они превращаются в проблему исключительно в результате неконструктивного управления ими или в результате полного отсутствия управления. Общие принципы и адекватная стратегия управления социальными противоречиями, виды и причины конфликтов, определяют конструктивный или деструктивный исход противостояния.

Ключевое значение конфронтации содержится в деятельности индивидов в рамках отдельной, более разветвленной системы взаимосвязей, которая может разрушаться или, наоборот, усиливаться под влиянием конфронтации.

Типы конфликтов в организации

Люди, работающие в различных организациях, компаниях, учреждениях, не одинаковы между собой, в результате чего по — разному воспринимают обстоятельства профессионального функционирования. Разница в восприятии провоцирует возникновение разногласий в установках и различий в позициях.

Понятие и виды конфликтов

На предприятиях конфликты вызываются противоречием между сознательным поведением одной противоборствующей стороны и интересами другого участника.

Принято считать, что менеджеры в среднем тратят около 20% собственного рабочего времени на регулирование конфронтаций и их разрешение. Чтобы эффективно управлять коллизиями, возникающими при взаимодействии акторов, следует знать, что такое конфликты, виды конфликтов, примеры их возникновения и разрешения.

В зависимости от факторов, провоцирующих возникновение ситуации конфронтации, социологи выделяют следующие виды: столкновение целей, расхождение взглядов, конфликт чувств.

В случае конфликта целей участники процесса по-разному представляют ожидаемое состояние организации в будущем. Расхождение во взглядах, противоречивость идей, несходство средств, используемых для решения задач, — это второй тип. Разрешение конфликтов такого типа требует больше времени, чем решение проблемы, вызванной несходством целей. Третий тип возникает в ситуациях, когда стороны характеризуются неравными чувствами и эмоциями, составляющими основу их взаимоотношений друг с другом.

Конфликтологи и современные менеджеры сходятся во мнении, что любое противостояние внутри организации не обязательно будет иметь деструктивную функцию (деструктивное противостояние). Часто в организациях конфликты оказывают положительное влияние. Такие конфликты называются конструктивными. Даже когда они негативно влияют на коллектив, мешают удовлетворению потребностей и в целом достижению целей компании, конфликты тем не менее имеют положительный аспект, например, способствуя раскрытию разнообразных точек зрения, выработке более оптимальной производственной стратегии.

Типы конфликтного поведения

Найдите двух одинаковых индивидов, которые имеют абсолютно одинаковые привычки, вкусы, схожие интересы, поэтому между индивидами во время любого длительного взаимодействия будут возникать разногласия, столкновения, противоречия, ситуации противостояния.

Такие ситуации могут нанести вред существующим отношениям и в то же время обогатить их, способствовать взаимопониманию и укреплению доверия.

Для успешного преодоления существующих конфронтаций необходимо учитывать типы конфликтов, примеры конфликтного поведения, стили поведенческого реагирования в ситуациях конфронтации.

Часто люди ведут себя в конфликтных ситуациях единственным знакомым им способом, потому что даже не подозревают, что могут действовать по-другому, потому что не знают других способов решения проблем.

Психолог К. Томас сгруппировал все способы поведенческого реагирования на ситуации конфронтации по двум основным критериям, а именно: стремление индивида отстаивать личные интересы (то есть ассертивность) и стремление индивида признавать интересы другого субъекта (сотрудничество). Исходя из вышеперечисленных критериев, он выделил пять основных типов поведения в ситуации конфронтации: конкуренция или соперничество, улаживание или адаптация, уклонение или избегание, сотрудничество и компромисс.

Каждый из описанных типов поведения характеризуется наличием как плюсов, так и отрицательных черт, может отвечать требованиям одной ситуации и абсолютно не соответствовать другим.

Кроме того, людей в соответствии с их поведением в конфликтах можно разделить на «мыслителей», «практиков» и “собеседников”.

Мыслители осторожны в словах и действиях, они больше внимания уделяют продумыванию стратегий собственного поведения, выстраиванию сложной структуры доказательств своей правоты и несостоятельности оппонента.

Практикующие следуют правилу: атака-лучшая защита. Они склонны недооценивать исход противостояния из-за эффективности собственных мотивов, желания добиться желаемого результата любыми средствами.

Собеседникам присуща общительность, в результате чего они восприимчивы к изменениям эмоционального настроя партнера. Поэтому они стараются своевременно сгладить возникшее недоразумение, свести к минимуму напряжение в отношениях.

FORENEWS