Обязательное предъявление действующей диагностической карты для оформления полиса ОСАГО отменили уже почти год назад. Теперь проходить техосмотр необходимо только перед страхованием транспортных средств, использующихся в служебных целях или для перевозки людей. На фоне изменений активно разошлись слухи о возможных отказах в компенсации ущерба после ДТП, если автомобиль не проходил техосмотр в установленный срок. Я проконсультировался с юристом и выяснил, соответствует ли это мнение действительности.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
В соответствии с действующим законодательством, отсутствие действующей диагностической карты не может стать причиной отказа в выплатах по ОСАГО. Однако, у страховых компаний остаётся за собой право регрессного требования к лицу, ставшего виновником ДТП.
Под регрессным правом понимают возможность страховой компании потребовать уплаченные денежные средства обратно, если какие-либо пункты соглашения были нарушены. Таким образом организации защищены от недобросовестного использования застрахованного имущества.
Организации обычно пользуются регрессным правом в следующих ситуациях:
- Виновник ДТП находился в состоянии опьянения;
- Авария совершена умышленно с целью получения компенсации ("автоподстава");
- ДТП произошло в результате технической неисправности автомобиля виновника.
Именно последний пункт часто упоминают относительно отсутствия действующего документа о прохождении техосмотра. При наличии диагностической карты виновник ДТП мог бы предъявить в суде информацию о проверке автомобиля специалистом, что станет аргументом для отказа суда в утверждении регрессного требования.
Важно понимать, что использование регрессного права требует от страховой компании целого ряда действий. Именно она должна будет доказать нарушение правил договора. Для этой цели проводятся независимые экспертизы или материалы направляются в правоохранительные органы.
По словам юриста, даже наличие действующей диагностической карты не гарантирует отсутствие проблем с компенсациями от страховой компании. Сотрудники организации, усомнившиеся в технической исправности транспортного средства, водитель которого стал виновником ДТП, всё равно имеют право провести независимую экспертизу.
С другой стороны, до проведения экспертизы дело доходит крайне редко. Учитывая максимальную выплату по ОСАГО в размере 400 000 рублей, организации создают спорную ситуацию только при наличии явных аргументов о неисправности ТС до момента совершения ДТП, что случается крайне редко. Компании проще совершить выплату, нежели тратить средства и время специалистов на проведение независимой экспертизы с последующими судебными тяжбами. Так что формально отсутствие диагностической карты связано с возможными регрессным требованием лишь косвенно, а на практике такая ситуация вряд ли возможна.