80–90% объёма веществ, загрязняющих воздух в мегаполисах, – это не заводы, не отопление, не табачный дым, а выбросы от автотранспорта. Они напрямую влияют на наше здоровье. А ведь машин всё больше, и риски постоянно растут. Что с этим делать?
Автор проекта "20 идей по развитию России" 20idei.ru Дмитрий Давыдов убеждён, что эта проблема имеет решение. Он предлагает разработать и запустить систему сканирования транспортного потока на предмет автомобилей, которые превышают допустимые нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу, а также усовершенствовать систему штрафов для водителей таких машин. Это не только сделает воздух городов чище, но и улучшит состояние здоровья горожан.
Александр Пальман, врач-пульмонолог, к. м. н., доцент кафедры госпитальной терапии №1 лечебного факультета МГМУ им. Сеченова предупреждает:
Выбросы, естественно, оказывают влияние на состояние дыхательной системы. В первую очередь речь идёт о рисках хронической обструктивной болезни лёгких. Введение стратегий, которые позволят минимизировать необоснованно высокие выбросы, я могу только приветствовать.
На сегодняшний день в России за эксплуатацию автомобилей, превышающих нормативы выброса вредных веществ, полагается либо административное предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей. При этом имеющиеся газоанализаторы весь транспортный поток не охватывают; точечная же проверка должных результатов не обеспечивает.
Говорит Ян Хайцер, вице-президент Национального автомобильного союза:
Технический осмотр, к сожалению, сейчас отменён. У нас нет экологического контроля, существующего во многих странах. Может быть так, что в автомобиле катализатор просто пробит, владелец заменил глушитель, то есть внёс изменения в конструкцию транспортного средства. И выхлоп этого автомобиля не соответствует современным нормам и правилам. Например, мусоровоз заезжает в ваш двор и коптит так, что невозможно выйти. И стоят тридцать автомобилей, которые, когда заведутся, даже близко не испортят воздух так, как этот мусоровоз.
Между тем во многих странах проблема контроля вредных веществ, выбрасываемых автомобилями в атмосферу, решается довольно успешно. Немало таких городов, в которые машина, не соответствующая определённым экологическим стандартам, просто не сможет въехать. Так, технология под названием EDAR (Emission Detection and Reporting), запущенная в США в 2014 году, уже была опробована в Канаде, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии. Инфракрасное сканирование выхлопных газов от движущихся транспортных средств позволяет точно определить объём газов, выделяемых конкретным автомобилем; видеокамеры фиксируют как данные о выбросе вредных веществ, так и номерной знак автомобиля. Система уже доказала свою эффективность: например, в Бельгии точность обнаружения грузовых автомобилей, в которых неисправна система защиты от вредных выбросов, после запуска EDAR увеличилась с 10% до 86%.
Ян Хайцер вспоминает:
Я один раз надолго застрял в пробке на автобане под Берлином. Открываю окно – и не чувствую гари автомобилей. Это потому, что уже введены определённые нормы. Есть решение вопроса.
Дмитрий Давыдов предлагает принять подобные меры и у нас. А именно – разработать похожую систему и установить пункты контроля автомобильных выхлопов; в первую очередь на въездах в большие города и их центральные районы. А также предусмотреть возможность установки автоматических газоанализаторов за счёт частных средств и по желанию граждан: например, на въездах во дворы.
За выявленное нарушение Давыдов предлагает автоматически выписывать штраф, предусмотренный существующим законодательством; за рецидивы – поднимать штраф до 1000 рублей. А средства от этих штрафов направлять на увеличение контрольных пунктов, проверяющих автомобили на соответствие экологическим нормам.
Дмитрий Давыдов надеется, что чиновники и депутаты оценят и поддержат его инициативу 20idei.ru на законодательном уровне. Он убеждён, что благодаря этим мерам в городах России:
- сократится выброс отравляющих веществ и парниковых газов;
- снизится рост заболеваний, связанных с загрязнением воздуха;
- правительство получит эффективный инструмент контроля экологической ситуации.
В итоге это приведёт к улучшению качества и продолжительности жизни миллионов граждан страны.