Часть 1 ЗДЕСЬ
Юрий работал почтальоном вместо Семеныча, тот как раз перешел работать сторожем на склад, тяжело ему было по возрасту на пять деревень разрываться.
Целый год прошел с тех пор, как он вернулся с фронта, Соньке все было полегче, а то ведь трудно тянуть на себе двух мальчишек. Сейчас она в семье была единственная хозяйка, но она не роптала, иногда все же с надеждой мечтала о том, что когда-нибудь вернется ее мать. Но эта надежда таяла с каждым днем и пора было бы уже отбросить эти мысли и признать - ее больше нет. И отец вот уже смирился, с Клавой гуляет по вечерам и даже домой приводит. А та в мачехи набивается, хотя видно сразу - эти дети навсегда так и останутся для нее чужими. Сама Клавдия потеряла мужа еще в 1942 году, осталось двое маленьких детей. А тут Юрий - свободный мужик, хозяйственный, ну и что, что трое детей, подумаешь, уж она то их возьмет в ежовые рукавицы.
Однажды вечером отец вызвал Соню на разговор.
-Дочка, тут такое дело...- он почесал голову, не зная, с чего начать. В мыслях-то все просто было, а вот как сказать на словах...
-Папа, ты жениться собрался?
-Откуда ты знаешь? - он вытаращил на нее глаза.
-Я уже взрослая, ты забыл? Я все вижу и все понимаю. Вы с Клавдией слишком уж тесно общаетесь, да и я вчера подслушала ваш разговор, извини.
-Ну раз ты все понимаешь, то тут слова излишни. Мы на следующей неделе хотели расписаться.
- А мама? Ты ее больше не ждешь? Ты не веришь, что она вернется?
-Сонечка, давай по-честному? Прошло уже четыре года, ее признали умершей, а нам надо жить дальше. Клавка баба неплохая, вы подружитесь.
-Папа, я понимаю... Ладно, поступай как знаешь, тем более, ты уже все решил, - махнула рукой Соня и зашла в свою комнату. Там она упала на кровать и разрыдалась. И дело было не в том, что отец женится, забыв о матери, а в том, что Клава недолюбливает ее, Соню. В последнее время она к ней часто придирается и еще вчера на покосе она слышала, как за другой стороной стога сена бабы обсуждали, что Клавка из Сони сделает няньку для своих двух детей - 7-летнюю Нину и 6-летнего Сашу.
Соня сама это понимала. Клавкины дети были слишком разбалованы, они не были такими же самостоятельными, как ее братья. И к тому же, Нина и Саша постоянно ссорятся и шкодят. Это были плохо воспитанные дети. Да уж, в такой семье ей жить не хотелось.
Через неделю Клавдия вошла к ним в дом хозяйкой, оставив свое жилье брату и его семье.
-Папа, я бы хотела у бабушки какое-то время пожить, дом ведь пустует. - обратилась Соня к отцу.
-Сонечка, вчера председатель меня вызывал и сказал, что поселит туда агронома, который должен со дня на день приехать к нам в село по распределению.
- Тогда договоримся, что моя комната так моей и останется.
- Так, Соня, дело не пойдет. Мы теперь одна семья. И Нина с Сашей жить будут тут. Ты хочешь всех в одну детскую поселить, а самой в своей комнате одной оставаться? Нет, с тобой будет жить Нина.
-Но у меня места мало, комната маленькая совсем!- Пыталась возразить девушка.
- Ничего страшного, в тесноте, да не в обиде, потеснишься как-нибудь.
С тех пор жизнь Соньки превратилась в ад. Практически всю домашнюю работу Клавдия взвалила на нее. Нет, и раньше девушка сама со всем управлялась, но теперь нужно было готовить на трех человек больше, да и стирки прибавилось. А Нинка с Сашкой будто специально только и делают что рвут одежду и постоянно вываливаются в грязи. Они относились к ней как к прислуге. И ежели с ними что случалось неприятное- шишки, ссадины, синяки, спрос был с Соньки. Не уследила, не доглядела...Да еще одна напасть в их семье - отец начал пить, а Клавдия ему с удовольствием подливала.
-Я вам не прислуга!- как то заявила она мачехе.
-Послушай меня, девочка, ты живешь в моей семье и будь добра делать то, что я тебе говорю.
-Это вы пришли в нашу семью и в наш дом, вы не имеете право себя так с нами вести. Вы не имеете права понукать мной а тем более поднимать руку на моих братьев. - И тут же Соня получила пощечину.
Красная от злости, она выбежала из дома и направилась искать отца. Он сегодня только получил корреспонденцию и еще не уехал в Марьевку. Так и есть, он сидел у дома бабы Дуни, сжимая в руке бутыль с самогоном.
-О, дочка, а ты чего здесь?
-Тебя искала. Что у тебя в руке? - она хмуро сдвинула брови.
-Да я бабе Дуне вести хорошие принес, вот она и угостила.
-Папа, а ты не слишком часто пьешь?
-Выйдешь замуж, будешь своего мужа отчитывать, а ко мне лезть не смей!
Соня только вздохнула. Отец в последнее время тяжело отходил от похмелья, на сердце жаловался, да и рука правая все чаще немела.
Ладно, не за этим она пришла сюда.
-Папа, знаешь, мне очень тяжело жить с Клавой. Мы с ней сегодня повздорили и она меня ударила. Она вообще любит руки распускать, но сегодня она уже и на меня их подняла.
-А как вы себя ведете? Она рассказывала о шалостях Степки и Гриши, по мне - они заслуживают порку.
-Если ты о последнем, когда загорелся стог сена, это не они, это Нинка с Сашкой.
-Так я и поверил! - усмехнулся отец. - Ты просто братьев выгораживаешь. Я даже слушать ничего больше не желаю. А раз и ты сегодня получила, значит, тоже за дело. Клава рассказывала ,какой у тебя длинный язык и как ты по дому ничего не хочешь делать, а только и знаешь, что с ней пререкаться и хамить. Все, уйди и не жалуйся мне больше!
У Сони от обиды и возмущения перехватило дыхание. Вот это да! Так вот значит, в каком свете ее Клава выставляет! Ну конечно, папочка либо работает, либо пьет , и не видит кто на самом деле готовит, убирает и стирает на всю семью.
Соня вскочила и побежала по дороге, слезы застилали глаза, она стащила косынку с головы и стала их вытирать, как вдруг услышала за спиной мужской голос:
-Девушка, здравствуйте.- Она обернулась и увидела молодого красивого парня.
-Здравствуйте. А вы кто?
-Я ваш новый агроном, Сергей, сегодня утром приехал, вот и пошел осматривать село.
-А , так значит это вы переехали в дом моей бабушки!- она посмотрела на чужака. Эх, если бы не он, переехала бы в дом бабы Нюры и горя бы не знала. Но потом одернула себя - он-то в чем виноват?
-Наверное, - он пожал плечами, - куда меня поселили, туда и пристроился. Как вас звать?
-София.
- София. Соня, значит. Не откажете ли вы любезность показать мне село? Заодно расскажете, что же вас так расстроило?
-Село покажу. А что меня расстроило, вас не касается.
Но уже через некоторое время она все же рассказала ему о себе. Парень он был с юмором, легкий в общении ,и у них был много общего - он тоже рос без матери, а отец с фронта вернулся и сразу женился. Но Сергей к тому времени уже получил профессию и вот он здесь.
-Значит, вы живете со злой мачехой? Прям как в сказке.
-Да, только это не сказка, а страшная быль.
Вечером, проводив Соню, Сергей взял с нее обещание, что завтра они вечером погуляют.
-Я не знаю, если будет время.
-А вы найдите. Научитесь говорить нет тем, кто от вас требует слишком многого. В конце концов, мы живем в то время, когда уже нет господ и слуг, все равны. - Он улыбнулся ей и Соня вдруг поняла, что она придет завтра к нему на встречу. И ей все равно, как Клава отреагирует на это.
Но дома ее ждала большая неприятность - на кровати лежал отец, а рядом причитала и лупила его полотенцем мачеха
-Что случилось? Чего ты расшумелась?
-О, дочурка пришла. На, полюбуйся! Пока тебя неизвестно где носило, твой папашка слег. Парализовало его, а все из-за пьянки!
-Ты что говоришь? - У Сони внутри все похолодело от страха. - Я только сегодня с ним виделась после обеда, он на своих ногах ходил.
-Ходил, а три часа назад пришел пьяный, да упал. Людка фельдшер сказала, что все, допился. У него правая рука и нога не шевелятся. Вот это надо в городе взять, завтра поедешь и привезешь. - Клава дала ей бумажку, которая была исписана неровным почерком фельдшера.
-Его в город надо, врачам показать.
-Как ты его туда повезешь? Поздно уже, всё! Зараза, все же на мою шею!
-Как тебе не стыдно? - Соня встала и повернулась к мачехе.- Не с твоей ли легкой руки он начал пить? Не ты ли ему подливала? Ты же ему во всем потакала! А сейчас полотенцем машешь и слюной брызжешь.
-Вот ты как заговорила? Ну ничего, я устрою тебе жизнь райскую. В общем так, Степка и Гришка поедут в детский дом. Сейчас голодно, мне лишние рты не нужны. Сама их туда свезу. А ты куда хочешь, туда и иди.
-Это мой дом, я тут останусь, а Степку с Гришей не смей трогать! Можешь сама идти туда, откуда пришла! Я сама буду за отцом ухаживать.
На следующий день Соня привезла из города лекарства и весь день не отходила от отца. Он все понимал, смотрел на нее, но сказать ничего не мог. Фельдшер пояснила - есть надежда, что он встанет, но после ранения, вряд ли его организм выдержит инсульт. Либо он останется лежачим на долгое время, либо... Готовьтесь.
Соня плакала, она дала себе обещание, что сделает все, лишь бы папа встал. Пусть они в последнее время они не ладили, но он ее отец.
Юрий действительно в последнее время как будто перестал ее любить. Соня напоминала ему первую жену, он помнил, как она укоряла его за женитьбу. Так же он считал, что Соня выживает Клавдию и хочет помешать его счастью. Клавдия к этому мнению усердно его подводила - ночная кукушка дневную перекукует.
И сейчас Соня, склонившись над ним, не чувствовала обиды, она испытывала лишь одно желание - чтобы он встал, чтобы снова начал ходить. Если же его не станет, мачеха выживет их из дома...
И она была отчасти права в этом, потому что уже через неделю, вернувшись с фермы, она увидела отца одного. Не понимая, куда делась Клавдия, которая должна была с ним весь день находиться, Соня вышла во двор и позвала Нину.
-Скажи-ка мне, где твоя мама?
-В город уехала, повезла Гришку и Степку в детский дом. Сказала, что они здесь лишние.
- Что? - Соня заметалась, она не знала, что теперь делать.
Председатель ее успокаивал.
- Сонь, ну в самом деле, чего ты убиваешься? Да поверь мне, им сейчас там лучше будет. Что их здесь ждет? Тумаки от мачехи и пустой стол? Ладно бы Юрий не болел, а тут раз такое дело. Подожди, все уляжется, заберете вы их. Может, Юрий встанет еще. В любом случае, я тебе помогу. Оставь пока все как есть.
Продолжение ЗДЕСЬ