Ситуация в российской экономике сейчас настолько непростая, что даже недалекое будущее для неё очень сложно прогнозировать.
Специалисты высказывают абсолютно различные мнения: есть оптимисты, которые надеются, что вскоре удастся найти выход из политического кризиса, что договорённости между президентами России и Украины будут достигнуты, острая фаза кризиса закончится и большинство санкций будут сняты; но немало и пессимистов, считающих, что военные действия затянутся на годы, а Россия вследствие их надолго превратится в подобие Венесуэлы с ее гиперинфляцией или даже Северной Кореи с жёсткой распределительной экономикой.
Разобраться в наступившем хаосе мешает и то, что мы вовлечены в него эмоционально. (Слово "мы" здесь используется в точном грамматическом значении – "я и другие люди вместе со мной". Если у вас, уважаемый читатель, эмоции не задеты, вы не обязаны относить к себе это высказывание.) Но попробуем всё-таки рассмотреть возникшие проблемы рационально.
Начнём с того, что обострение кризиса не нужно ни сторонам конфликта, ни их экономическим партнёрам, так что есть надежда, что конфликт не затянется, как в Нагорном Карабахе или Приднестровье.
Но у России есть конкуренты, которые постараются воспользоваться ситуацией.
Так, США хотят сами поставлять природный газ в Европу, хотя он у них и дороже российского; возможно, что частично это им удастся.
Введение санкций требует времени и усилий, но и их отмена потребует того же.
Компаниям, которые ушли в российского рынка, вряд ли удастся быстро вернуться, так что нас неизбежно ждёт даже в самом благоприятном случае падение уровня жизни на год или два. Хочется надеяться, что не очень значительное.
Далее надо учитывать, что решение подобных конфликтов мирным путём вообще удаётся крайне редко, поэтому США и Европейский Союз будут настойчиво использовать экономическое давление и при этом для убедительности демонстрировать готовность к вооружённому вмешательству. (Как известно, "добрым словом и пистолетом можно сделать гораздо больше, чем просто добрым словом.")
Не исключено, что противостояние России и Украины затянется на длительное время. Сами боевые действия, так внезапно начавшиеся, могут и быстро прекратиться, но холодная фаза, связанная с выводом российских войск с украинской территории, вероятно, будет долгой. Хотелось бы надеяться, что гиперинфляции всё-таки не случится, что сотрудничество со многими партнерами продолжится, пусть и по "серым" схемам, что многие импортозамещающие производства удастся наладить.
С настоящим голодом мы не столкнёмся, какая-то одежда и обувь будет продаваться, больницы и аптеки будут работать. Но качество как продуктов питания, так и других потребительских товаров, качество медицинских услуг и прочего станет заметно ниже, чем сейчас. Исчезнут бананы, индийский чай, оливки. Меньше станет печатной продукции – от умных книг до дешёвых журнальчиков с кроссвордами. Не будет голливудских фильмов, компьютерных игр, конструкторов "Лего".
У тех, кто мечтает о прекрасной жизни в СССР, будет шанс познать её радости на личном опыте – только жизни в реальности, а не на соцреалистических плакатах.
Можно вспомнить. каким было качество продуктов и товаров с СССР, производимых по зарубежным лицензиям. Аналог плавленого сыра "Виола" уступал оригиналу как по оформлению, так и по вкусу.
Лифчики "Анжелика" конечно покупали, но без энтузиазма. Зато оригинальные изделия почти мгновенно раскупались, не глядя на размер и цвет.
Автомашину "Жигули", отечественный аналог итальянского "Фиата", обычно можно было купить по госцене только после многолетней очереди, записавшись в нее на родном предприятии. А купив, нужно было долго приводить в порядок, чтобы безопасно на ней ездить.
Так это будет выглядеть для людей взрослых и работоспособных. Старики, дети, хронические больные и их родственники окажутся в ещё более уязвимом положении. Конечно, в целом мы выживем, потому что опыт выживания в трудные времена у нас сформирован поколениями.
Но я очень надеюсь, что политики сумеют договориться и что санкции понемногу начнут отменять.
Автор: #медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет.