На сегодняшний день, наиболее распространенными являются следующие подходы к формированию бизнес-моделей:
1. Модель М. Джонсона, К. Кристенсена, X. Кагерманна;
2. Модель Остервальда-Пинье;
3. Модель О. Гассмана, К. Франкенбергер, М. Шик.
Итак, согласно первого подхода, который для краткости бы будем называть «моделью Джонсона», любую бизнес-модель можно описать с помощью четырех элементов, или блоков. Важно учесть, что блоки являются взаимосвязанными. Наличие взаимосвязей между всеми блоками позволяет оценить бизнес-модель организации как «надежную».
Первый блок — это Предложение ценности. Данный блок является основным в модели Джонсона и отвечает следующим параметрам:
1) ценность должна быть представлена в виде продукта, материального или нематериального;
2) ценность должна быть принята экономическим объектом, отличным от фокусной группы;
3) ценность должна быть реализована через экономическую транзакцию между фирмой и экономическим объектом.
Предложение ценности — это то, в чем заключается ценность для клиента или потребителя. Наиболее высокой ценностью для потребителей обладают предложения, у которых более низкая стоимость и более высокое качество относительно существующих альтернативных предложений.
Второй блок – это Формула прибыли, то в чем заключается ценность для компании. Он состоит из четырех субкомпонентов:
1) Доход = Цена * Количество;
2)Издержки (прямые, косвенные, эффект масштаба – фактически, стоимость ресурсов, необходимых для функционирования бизнес-модели);
3)Прибыль (включая предельную);
4)Оборачиваемость ресурсов (какая скорость обращения необходима для достижения поставленных целей).
Структура и содержание компонента «Формула прибыли», предложенные Марком Джонсоном являются наиболее проработанными среди всех подходов.
Оставшиеся два блока рассмотрим в следующих публикациях. Также разберем плюсы и минусы модели Джонсона-Кристенсена-Кагерманна.