Найти тему
Жизнь и Чувства

Как продавать нефть находясь под эмбарго?

«Не пугайте ежа голой задницей!»

Видимо продолжая браваду, в стиле «"плевать" мы хотели на ваши санкции», некоторые призывают взглянуть на примеры Венесуэлы и Ирана, которые умудряются продавать свою нефть в обход эмбарго.

Что ж, давайте посмотрим на эти примеры.

Да, действительно это так, Венесуэла попала под нефтяное эмбарго в 2019 году(а под санкции еще раньше), тем не менее, страна продолжает продавать свою нефть. Только вот объемы очень сильно изменились в меньшую сторону. Можно даже сказать — катастрофически изменились!

В результате экономического кризиса и санкций, нефтедобыча Венесуэлы упала до самого низкого уровня с 1940-х гг. В 2019 году нефтедобыча упала до 700 000 баррелей в день, хотя до прихода к власти в 1998 году Уго Чавеса, предшественника Николаса Мадуро, нефтедобыча превышала 3 млн баррелей в день. В 2021 году нефтедобыча упала до 538 000 баррелей в день. Пятикратное падение нефтедобычи за 20 лет привело к аналогичному падению уровня жизни в стране! Хотя при этом, можно утверждать, что Венесуэла продолжает продажу нефти находясь под эмбарго.

Вообще просто так "перекрыть" добычу нефти на время невозможно. Добыча нефти рассчитана на её постоянное потребление и реализацию. Закрывать нефтяные скважины также дорого, как и разрабатывать их. Можно сказать, что нефтедобычу очень верно характеризует выражение: «Вход — рубль, а выход – два рубля».

До нефтяного эмбарго Венесуэла отправляла наполненные танкеры в США, но после введения эмбарго больше не могла этого делать.

Из-за боязни нарушить санкции США многие страны и компании не хотели покупать венесуэльскую нефть и заниматься транспортировкой. Даже китайская госкомпания CNPC объявила о приостановке закупок(данные на 2019 год).

А поскольку в стране не развивался сектор переработки нефти, Венесуэла оказалась в состоянии(из-за отсутствия инвестиций в отрасли), когда она не способна продавать в прежних объемах сырую нефть и не может сама переработать свою нефть. Доходило до такого, что в стране с самыми большими запасами нефти не хватало бензина собственного производства. В 2020 году Иран отправил пять своих танкеров с бензином в Венесуэлу.

Во время передачи Ираном второй партии бензина для Венесуэлы, США "захватили" часть танкеров и конфисковали бензин. "Захват" происходил без применения оружия, просто под угрозой наложения санкций на морские суда, капитаны 4 танкеров Bella, Bering, Pandi и Luna, свернули в американские порты.

Оказавшись отрезанной от международной торговли, страна с самыми крупными запасами нефти вынуждена была сжигать свой золотовалютный резерв и буквально нищенствовать. Мне кажется, что жителям Венесуэлы не очень то и радостно было от того, что страна, находясь под санкциями и эмбарго, умудряется как-то продавать нефть. Не радостно, потому что объемы мизерные и не позволяли поддерживать прежний уровень жизни в стране.

Чуть лучше обстоит ситуация в Иране.

Всё таки по уровню ВВП Иран находится значительно выше Венесуэлы. Да и к тому же, Иран самостоятельно может перерабатывать свою нефть. Более того, Иран использует офшорные фирмы и регистрацию своих танкеров под флагами третьих стран. Получается, что иранскую нефть формально продают через другие страны, например с Европой торгуют через Оман.

Но несмотря на все ухищрения, Иран не может достичь уровня объемов добычи нефти, который наблюдался в 1970-80х годах. Публикую график по добычи нефти в Иране с 70х до настоящего времени.

-2

Торговля нефтепродуктами в условиях санкций очень поддерживает Иран, но не позволяет ему существенно развивать свою экономику!

Вот для наглядности график добычи нефти в ОАЭ и рост уровня ВВП благодаря этому.

-3

Обратите внимание, что в отличии от Ирана в ОАЭ объемы добычи нефти с 1980 года многократно увеличились. Поэтому никакого секрета в благополучии ОАЭ нет! Благодаря своей нефтяной отрасли ОАЭ прошли ускоренный путь развития и за 25 лет достигли высокого экономического благосостояния.

как менялся Дубаи
как менялся Дубаи

А вот те страны, которые оказались под жесткими санкциями или под нефтяным эмбарго не могут похвастаться таким стремительным экономическим ростом.

О чем нам говорят примеры Венесуэлы и Ирана?

О том, что оказавшись под серьезными санкциями и нефтяным эмбарго добывать нефть и продавать её возможно, но это определенно будет в гораздо меньших объемах.

Как эмбарго отражается на стране?

Если экономика страны полностью зависит от добычи нефти и газа, то при жестком эмбарго страну ждут очень серьезные проблемы. К слову, доля экспортного дохода Венесуэлы от продажи нефти доходила до 95%.

Понимая все негативные последствия от "сидения на нефтяной игле", ОАЭ диверсифицирует свою экономику, снижая долю нефтяного дохода в своем ВВП за счёт сферы строительства, торговли, туризма и сельского хозяйства и при этом стараются сотрудничать с развитыми странами.