Какая девушка хотя бы однажды не мечтала стать актрисой?
Быть в центре внимания, проживать сотни разных жизней посредством судеб своих героинь, заводить новые знакомства, влюбляться и влюблять, путешествовать, блистать на ковровых дорожках, обрести бессмертие в искусстве — кажется, пронизанная романтикой профессия — одно из лучших предназначений, какое только может быть уготовано человеку на его жизненном пути.
Но так ли это на самом деле?
Киноиндустрия — весьма суровый и во многом безжалостный институт искусства. Конкуренция, стремительно меняющиеся типажные предпочтения и преференции аудитории оставляют начинающим артистам крошечный шанс, а матерых представителей профессии заставляет держать себя в тонусе, быть актуальными.
Нередко такое давление оказывает пагубное влияние на самооценку человека, заставляя искать искусственные выходы из сложившихся трудностей, а они, как мы знаем, не всегда эффективны.
Увы, актерский век (за редким исключением) короток. Особенно для женщин. Одни воспринимают это как данность и находят счастье в других делах, другие…
Ниже вы найдете фильмы с разным развитием событий при одинаковых вводных: некогда популярная и востребованная актриса постарела и стала не у дел.
«Сансет бульвар», 1950
реж. Билли Уайлдер
Норма Десмонд уверена: ее славу украли звук и цвет, пришедшие на смену искусству немого кино, не терпящего фальши и недоталанта. По мнению звезды, сладкоголосые актрисы-старлетки, поджимающие алые губки, стреляющие голубыми глазками, только опошляют искусство. Непременно эту досадную нелепость нужно исправить. И у Нормы уже есть план, как с триумфом вернуться в кадр и спасти кинематограф…
Фильм, который Уайлдер снял за 10 лет до своего бессмертного хита «В джазе только девушки», едва не стоил режиссеру карьеры: руководители крупнейших голливудских киностудий обозлились на Билли за оскорбление голливудского киносообщества, вскормившего деятеля. Уайлдер же, пожимая плечами, отвечал, что снял всего лишь правду.
«Все о Еве», 1950
реж. Джозеф Лео Манкевич
Продолжает тему психологическая драма Джо Манкевича (младший брат того самого Манка, о котором не так давно снял фильм Дэвид Финчер). В основе фильма лежит рассказ Мэри Орр, основанный на реальном эпизоде из жизни актрисы театра и кино Элизабет Бергнер.
В отличие от своей подруги по несчастью Нормы Десмонд, Марго Ченнинг нет нужды обращаться к абстрактным наветам: ее славу украл не прогресс, а конкретный человек. Зовут проходимку Ева Харрингтон: она трудолюбива, умна, хитра, красива, а главное — молода. По всей видимости, у увядающей Марго нет никаких шансов в этой не равной борьбе, но хватит ли ей мудрости и благоразумия выйти с достоинством из столь унизительного противостояния?
Роль мисс Ченнинг исполнила несравненная Бетт Дэйвис, и это был не последний подобный ее опыт...
«Звезда», 1952
реж. Стюарт Хейслер
Всего два года спустя, после съемок в картине «Все о Еве», Дэйвис вновь примерила амплуа стареющей дивы. В этот раз единственным противником ее героини становится патологическое нежелание принимать реальность, которая помимо лишений приготовила для оскароносной звезды Маргарет Эллиотт и настоящее счастье. Но тоскующая по утраченной молодости и увядающей красоте женщина с ужасом думает о будущем и упускает радость жизни в настоящем.
Дэйвис согласилась на роль потому, что прототипом ее стареющей героини стала Джоан Кроуфорд — другая голливудская прима, к которой Дэйвис испытывала сильную (и, без сомнений, взаимную) антипатию. В разрезе этой информации следующий фильм подборки вызывает особенный интерес.
«Что случилось с Бэби Джейн?», 1962
реж. Роберт Олдрич
Через десять лет после выхода «Звезды», заклятые «коллеги» Дэйвис и Кроуфорд представили общий проект. Артистки сыграли сестёр Хадсон: oбе в прошлом были популярными актрисами, а ныне забытые всеми оказались запертыми в одном доме. Триллер Олдрича препарирует, пожалуй, наиболее страшные последствия краха славы. Больше ничего не скажу — тут, как говорится, лучше увидеть самому.
История создания, к слову, перекликается с сюжетом. Некогда неоспоримая популярность Кроуфорд и Дэйвис к началу 60-х схлынула, предлагаемые роли редко удовлетворяли амбициям актрис и участие в фильме подобного сюжета лишь подтверждало положение «звезды на пенсии». Подробнее о деталях съёмочного процесса можно узнать из сериала «Вражда» с Сьюзен Сарандон и Джессикой Лэнг (ему, кстати, вполне себе место в данной подборке).
«Шестнадцатимиллиметровая гробница», 1959
реж. Митчелл Леизен
И, так сказать, на десерт, 25-минутный эпизод из культовой антологии «Сумеречная зона» (1 сезон, 4 серия). Маленький фильм часто сравнивают с «Сансет бульваром» Уайлдера, говоря, что судьба Нормы Десмонд могла бы сложится именно так, живи она в паранормальной вселенной сериала. В центре мини-сюжета трагедия Барбары Джин Трентон: стареющая звезда, испытывая горькую ностальгию по временам своей молодости, на которые пришелся пик ее карьеры, запирается в комнате, чтобы без остановки смотреть фильмы со своим участием. Там она так молода, так свободна… Если существует рай, то он — красивая мелодрама о любви, записанная на кинопленку.
———
Заметили, что все фильмы принадлежат золотой эпохе Голливуда? Собственно, кому, если не фабрике грез лучше всего знать и снимать об обратной стороне красивой глянцевой картинки, вскружившей голову тысячам девчонок со всего света.
Спасибо за внимание :)
Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!