За две недели, прошедшие с начала экономического кризиса, КАМАЗ успел умереть и воскреснуть раз пять, если не больше. По крайней мере, если верить некоторым СМИ и другим «источникам информации». Причем многие из них, ссылаясь на различных экспертов, успевали поменять свое мнение по нескольку раз за день. А что вы хотите – паника!
Я тоже пообщался с теми, кто действительно в теме, и могу сказать, что панические заявления появлялись не на пустом месте – на КАМАЗе реально не понимали, что будет дальше, и как поступить. Благо, хаос быстро прекратился, и от завода стали приходить четкие релизы, а затем появились и обобщающие материалы на рупоре предприятия - ресурсе «Вести КАМАЗА». И сейчас уже можно делать определенные выводы.
Самый главный вопрос у всех: КАМАЗа К5 не будет?
И, да и нет. Первый заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Юрий Герасимов заявил: «В части производства поколения К5 нужно еще свести цифры с учетом всех комплектующих, которые у нас на данный момент в пути, однако перспективы довольно стабильны». По факту это значит, что сейчас завод собирает воедино всю информацию о том, сколько же он сможет собрать грузовиков К5 из того, что уже имеется в складских запасах. После этого можно будет составить план производства и распределить эти КАМАЗы по месяцам (если, конечно, их столько наберется).
Как следует из выступлений Герасимова, основной вопрос – кабины: «Сегодня я встречался с руководством одной из компаний, которая поставляет нам детали каркасов кабин. Они очень заинтересованы в том, чтобы полностью локализовать свои поставки для каркасов кабин К5. Часть штамповой оснастки мы делаем и сами на прессово-рамном заводе». С учетом того, что недавно завод отчитался в сборке первой кабины К5 под контролем системы MES, эта проблема выглядит разрешимой. Однако что будет с моторами, коробкам и мостами, пока не ясно. Открытым остается и вопрос качества после перехода на локализованные комплектующие. В любом случае, речи о выпуске в 2022 году 8000 единиц КАМАЗ К5, как это планировалось раньше, уже не идет.
Не менее актуальный вопрос: останется ли в линейке КАМАЗ К4?
В 2021 году «КАМАxorы» расходились очень хорошо. Перевозчики окончательно поверили в них и охотно пополняли ими свои автопарки. Тем более что КАМАЗ заявил о сворачивании производства данного семейства в конце 2022 года. На фоне проблем с К5, который вроде как должен был заменить К4, оставалась надежда, что «КАМАxorы» все же останутся в линейке. Увы, этому не бывать: «Для линейки К4 текущий год должен был стать последним согласно стратегии развития компании. Не хочу опережать события, но логика событий подсказывает, что в фазе усиленной локализации заниматься сборкой К4 смысла уже нет». Похоже, степень локализации семейства К4, которое производится уже много лет, оказалась ненамного выше, чем новейшего К5. А так как спасать обе модели не имеет смысла, то К4 будут собирать ровно до того момента, пока есть запас комплектующих на складах.
КАМАЗ К3 опять станет единственной моделью?
По большому счету – да. Хотя сам завод надеется на лучшее: «Основную массу составят грузовики поколения К3 класса Евро-5, однако мы не останавливаем ни одну программу». Заявление смелое, но из сказанного выше уже стало понятно, что «не останавливаем» нужно воспринимать как «пытаемся спасти», а не как «активно развиваем». И речь даже не по перспективный «Континет», появление которого, скорее всего, перенесется на несколько лет. Тут совсем банальные вопросы всплывают. Герасимов призвал бережнее относится к сырью и не допускать перекрашиваний кабин К4 и… К3. То есть, даже с нормальной краской есть вопросы, причем на все семейства. Вместе с тем, никаких призывов и упоминаний о возврате к эконормам Евро-2 от КАМАЗа нет. Предприятие настроено работать с моторами Евро-5 или просто выжидают – вопрос открытый, тем более что в правительстве вопрос моратория на требования технического регламента в отношении экологии и систем безопасности действительно обсуждался.
На что же рассчитывать перевозчикам?
Исходить нужно в первую очередь из слов Герасимова: «Резюмируя, сейчас на повестке сборка К3 Евро-5 и мощный рывок по локализации К5. Работаем, как работали, без суеты – просто изменим модельный ряд». Следовательно, если в ваших планах было приобрести «КАМАxor» - поторопитесь. Сейчас остатки разметут, и всё!
А вот тем, кто собирался пополнить парк КАМАЗом К5, стоит все просчитать. Ездить на нем в Европу вам в ближайшее время вряд ли придется. Но скорее всего, сейчас активизируется Китай – тоже путь не близкий. Опять же, нет 100% уверенности, что завод сможет оперативно решить вопрос с комплектующими для нового семейства, да и как в итоге изменится ценник - непонятно. Сейчас за тягач К5 просят уже 16,5 млн! Однозначного ответа, стоит ли любой ценой брать К5 «здесь и сейчас», у меня нет: как говорится, думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь.
Зато все понятно с КАМАЗ К3. Герасимов заверил: «Со второй половины месяца, с началом сборки измененного модельного ряда, в сутки будем собирать по 180 автомобилей». Так что дефицита «классики» точно не будет. Если сейчас все модели собираются в пропорциях по ранее утвержденному плану, то уже с середины марта выпуск К3 будут наращивать за счет уменьшения сборки К4 и К5. Причем непонятно, насколько растянут выпуск этой парочки и будут ли делать это вообще. Скорее всего, окончательное решение будет принято после завершения подсчетов складских запасов. Ждем…