Любой прогноз в эти дни давать непросто, поскольку потребление зависит от многих обстоятельств, которые в сегодняшних условиях меняются каждый день. Совершенно очевидно, что сейчас рынки находятся под сильным давлением нескольких факторов: 1. Волатильность рубля (рубль обесценивается почти каждый день) и снижение его покупательной способности; 2. Рост пессимизма, неуверенности и тревожных ожиданий потребителей; 3. Разрыв цепочек поставок готовой продукции, запчастей, оборудования; 4. Ожидание эффективной помощи со стороны государства (всеми участниками рынка).
1. Привыкание к новым ценам
Рост цен на жизненно необходимые продовольственные товары (сахар, крупы, молоко, хлеб и т.п.) будет сдерживаться властями. Те товары, которые производятся в России из отечественного сырья также будут дорожать медленнее. В отношении почти всех технических товаров (бытовая техника, компьютеры, телефоны и т.п.) предстоит достаточно болезненный и длительный процесс адаптации потребителя к новым ценам. Через 15-30 дней спрос на подорожавшие товары сильно снизится. Для многих наступит режим экономии.
2. Скидки, акции и распродажи
Покупатели будут более чувствительны к акционным предложениям со скидками. Еще в 2020 году 64% покупателей заявляли о том, что скидки помогают им экономить на покупках, а 17% старались максимально наполнить корзину акционными товарами. Цена на товар будет определяющим фактором при принятии решения о покупке.
3. Рост расходов на продукты питания
Мы уже приводили ранее данные о том, сколько россияне тратят на еду. В 2019 году - чуть более 30%, в 2020 - 46%. Вероятно, этот показатель в 2022 году еще немного увеличится. Чтобы его удержать, нужны невероятные усилия по поддержке фермерства, вывод их продукции на прилавки магазинов напрямую, без посредников.
Напомним, Россия производит 99% необходимого ей зерна, 93% мяса и мясных продуктов, 95% сахара, 84% молока. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составляет примерно 12% всего импорта России.
Однако есть и другая тревожная тенденция - это зависимость сельского хозяйства от импортных семян. Доля посевных площадей кукурузы, засеянных зарубежными семенами, выросла с 37 до 58%, подсолнечника – с 53 до 73%, а по семенам сахарной свеклы, которые в 90-е гг. практически не завозились, зависимость составляет 98%. Семенной фонд закупается за валюту, поэтому цены на различыные виды продовольственной продукции будут изменяться неравномерно.
4. Изменение продуктовой корзины
Россияне с небольшим доходом, особенно те, у кого нет садового участка, скорее всего столкнутся с необходимостью пересмотреть продуктовую корзину.
Напомним о некоторых официальных рекомендациях ВОЗ по рациональному питанию.
- Исключительно грудное вскармливание младенцев в течение первых 6 месяцев жизни и его продолжение до 2 лет и более.
- Общее потребление жиров не должно превышать 30% от общей потребляемой энергии, с переходом от насыщенных жиров к ненасыщенным и отказом от промышленных трансжиров (кондитерский жир и маргарин).
- Ограничение потребления свободных сахаров на уровне менее 10% (или даже менее 5%) от общей потребляемой энергии.
- Потребление соли не более 5г/сутки.
- Съедать не менее 400г фруктов и овощей в сутки.
Если следовать последнему пункту, то на семью из 4 человек требуется 36 кг. овощей и фруктов в месяц. При их средней стоимости до 200 рублей за кг. - это 7,2 тыс. рублей на семью.
5. Продление жизни вещей
Холодильники, стиральные машины, пальто, обувь и домики для кошек - все товары народного потребления будут иметь дополнительные шансы остаться в строю за счет их мелкого ремонта или глубокого тюнинга. Увеличится спрос на специалистов указанного профиля.
6. Отказ от потребления
В кризис потребители отказываются от многих премиальных или дорогостоящих товаров и услуг, до момента адаптации к новым ценам или повышения уровня доходов. Сейчас, например, посудомоечные машины уже подорожали на 50-100%. То же самое наблюдается и по многим другим товарным позициям.
7. Рационализация потребления
Принятие решения о покупке в новых экономических условиях будет сопровождаться более тщательным изучением вопроса о необходимости новой вещи или услуге, ее потребительской ценности. Уйдут в прошлое спонтанные покупки и сверхпотребление, когда новый телефон покупался спустя 2 года использования по причине выхода новой модели или его "морального устаревания".
8. Усиление сберегательной модели поведения
Россияне исторически не стали нацией, ориентированной на закредитованный образ жизни, хотя войти в кризис с кредитом зачастую бывает намного выгодней для конкретного домохозяйства, поскольку высокая инфляция рано или поздно изменяет стоимость труда (сначала растут цены, потом растут зарплаты). При этом если зафиксирована ставка по кредиту и не утрачена способность его обслуживать, то для домохозяйства это выгодно.
Например, приобретен дом стоимостью 3 миллиона рублей на заемные средства по ставке 10% и выплатами в 30 000 рублей ежемесячно в течение 15 лет. Семейный доход при этом равен 70 000 рублей.
После преодоления кризиса (допустим, через 3 года) стоимость дома выросла (в связи с инфляцией) до 5 млн. рублей., семейный доход вырос до 100 000 рублей, а платеж остался 30 тыс. рублей. Очевидно, что в последующие периоды расчет идет "подешевевшими деньгами".
Если бы семья все это время копила в рублях, то покупка нового подорожавшего дома была бы под большим вопросом.
Отметим, что указанный пример справедлив только к тем кризисам, которые достаточно быстро (1-2 года) преодолеваются экономикой и при которых безработица не превышает 4-5%.
9. Без ресторанов и курортов
Данные социологов всегда свидетельствуют о том, что сфера развлечений - это одна из главных статей расходов, которая подвергается секвестру. Такое поведение прогнозировалось еще в период разгара эпидемии (2020), когда многие люди потеряли доход или жили в тревожных ожиданиях. Безусловно, часть мер правительства будет направлена на поддержание этих отраслей, где занято почти 4,5 млн россиян.
10. Семейные ценности и духовное развитие
По многим наблюдениям, в период вынужденного отказа от традиционного уровня жизни и экономических привычек, возрастает "спрос" на неимущественные блага.
Семья, родные, литература, искусство, хобби - становятся новой точкой притяжения внимания людей.
#экономика #потребитель #покупки #экономия #кризис #финансы #прогноз #поведение #психология #все будет хорошо